Аннотация
В мировой истории искусства встречаются события, которые можно интерпретировать как подателей идеи создания художественной композиции, рассчитанной на действие и восприятие не в замкнутых интерьерах дворца или храма, а в обширных общественных пространственных зонах. Нечто подобное произошло в официальной культуре Османской империи периода XVI – 1-й трети XVIII века. Одним из проявлений творческого подъема страны в это время было развитие монументального оформительского искусства театрально-декорационного характера. Источником наших знаний об этом виде творчества служат тексты и иллюстрации рукописей особого жанра – Сюрнаме, или «Книги празднеств». Две рукописи этого жанра – 1580-х годов и 1730-х годов, обильно и красочно иллюстрированные исторически достоверными изображениями праздничных парадов, позволяют предположить зарождение таких явлений авангардного искусства XX века, как инсталляция и перформанс в далёком прошлом.
Библиографические ссылки
- Atil E. The Story of an Eighteenth-Century Ottoman Festival // Muqarnas – X: An Annual on Islamic Art and Architecture / ed. Margaret B. Sevcenko. – Leiden: E.J. Brill. 1993. –P. 181-200.
- Cagman F. Nakkas Osman in Sixteenth century Documents and Literature // Turkish Art. Proceedings of 10th International Congress of Turkish Art. Geneve. 17-23 September 1995 / Ed. Fr. Deroche et al. – Geneve: Fondation Max van Berchem, 1999. – P. 197-206.
- Cagman F. The Historical Development of the Ottoman Court Miniature // Traditional Turkish Arts. Ed. M. Ozel. – Istanbul: General Direction of Fine Arts, 1992. – P. 187–227.
- Karateke H. Illuminating Ottoman Ceremonial // God Is the Light of the Heavens and the Earth. Light in Islamic Art and Culture / Ed. By J. Bloom, Sh. Blair. – New Haven: Yale University Press. 2015. – 376 p.
- Surname-i Humayun (‘Book of the Imperial Circumcision Festival’) // Discover Islamic Art. – [Электронный ресурс] – URL: http://www.discoverislamicart.org/database_item.php?id=object;ISL;tr;Mus01_A;49;en&cp
- Terzioglu D. The Imperial Circumcision Festival of 1582: An Interpretation // Muqarnas. Vol. XII: An Annual on Islamic Art and Architecture. – Leiden: E.J. Brill, 1995. – P. 84-100.