Символический интеракционизм мальтинской антропоморфной палеолитической скульптуры
№ 2 (8) 2018 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

символический интеракционизм, первобытное искусство, антропоморфная скульптура, технология, гравировка, аксессуары, верхний палеолит, Мальта, Сибирь,

Как цитировать

Лбова Л. В. Символический интеракционизм мальтинской антропоморфной палеолитической скульптуры // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2018. № 2 (9). С. 18-32. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.002.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

«Классическая коллекция» сибирского палеолитического искусства, полученная в результате раскопок М. М. Герасимова в 1928 – 1958 гг. ключевого археологического памятника Южной Сибири – Мальты – представлена более чем 800 изделиями из бивня, рога, поделочного камня, датируется в пределах 19000–23000 лет назад [6]. Технологический анализ образцов палеолитического искусства демонстрирует устойчивые приемы обработки бивня и рога, формообразование, детализацию и декорирование [18]. В представляемой статье рассмотрена антропоморфная пластика Мальтинской коллекции в рамках концепции символического интеракционизма [20]. Обозначенная концепция прочтения архаической культуры и культурных символов позволяет выделить устойчивые константы, принимающие участие в коммуникации и определившие специфику сибирской коллекции доисторического искусства. Такой подход позволяет объяснить реалистичность художественного стиля, внимание древних мастеров к деталям (элементы тела, одежды, аксессуары), выбору техники гравировок и характера декорирования.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.02.002

Библиографические ссылки

  1. Абрамова З. А. Изображение человека в палеолитическом искусстве Евразии: монография. – М. - Л.: Наука, 1966. – 222 с.
  2. Абрамова З. А. Палеолитическое искусство на территории СССР: монография. – Свод археологических источников. М.-Л.: Изд-во АН СССР, 1963. – Вып. А 4-3. – 86 с.
  3. Абрамова З. А. Элементы одежды и украшений на скульптурных изображениях человека верхнего палеолита в Европе и Сибири // МИА. – 1960. – №79. – С. 126–149.
  4. Богораз В. Г. Материальная культура чукчей. (Авторизованный перевод с английского): монография. – М.: Наука. Главная редакция Восточной литературы, 1991. – 224 с. (Этнографическая библиотека).
  5. Гвоздовер М. Д. Типология женских статуэток костенковской палеолитической культуры // Вопросы антропологии. – 1985. – Вып. 75. – C.27-66.
  6. Каменный век Южного Приангарья. Бельский геоархеологический район: монография. – Иркутск: Изд-во ИГУ, 2001. – Т. II. – 242 с.
  7. Ковтун И. В. Инвариантный анализ изобразительных стилей// Археология, этнография и антропология Евразии. – 2005. – № 1(21) – С. 40–50.
  8. Ларичев В. Е. Звездные боги: монография. – Новосибирск: Изд-во НИЦ ОИГГМ СО РАН, 1999. – 356 с.
  9. Липнина Е. А. Антропоморфные и зооморфные скульптурные изображения Палеолитического ансамбля Мальты // Антропоген. Палеоантропология, геоархеология, этнология Азии: сборник научных трудов. – Иркутск: Оттиск, 2008. – С. 112-132.
  10. Панофский Э. Этюды по иконологии: монография. – СПб.: Азбука-классика, 2009. – 432с.
  11. Соффер О., Адовазио Дж. М., Хайлэнд Д. С. Одежда палеолитических «Венер»: реалии и гипотезы // Археология, этнография и антропология Евразии. – 2000. – №1. – С. 37-47.
  12. Филиппов А. К. Хаос и гармония в искусстве палеолита: монография. – СПб.: Нестор-история, 2005. – 224 с.
  13. Фролов Б. А. Открытие человека (к опыту новых исследований первобытного искусства) // Антропоморфные изображения: сборник научных трудов. – Новосибирск: Наука, 1987. – С.8-18.
  14. Шер Я. А. Петроглифы Средней и Центральной Азии: монография. – М.: Наука, 1980. – 328 с.
  15. F. D’Errico F. D’Errico, C. Henshilwood, G. Lawson, M. Vanhaeren, A.-M. Tillier, M. Soressi. Archaeological Evidence for the Emergence of Language, Symbolism, and Music – an Alternative Multidisciplinary Perspective // Journal of World Prehistory. – 2003. – № 17 (1). – Р. 1–70.
  16. Сonroy L. P. Female figurines of the Upper Paleolithic and the emergence of gender // Women in Archaeology: A Feminist Critique / eds. H. du Cros, L. Smith. – Canberra: National Univ. –1993. – Pp. 153-160.
  17. Lbova L., Volkov P. Processing Technology for the Objects of Mobile Art in the Upper Paleolithic of Siberia (the Malta Site) // Quaternary International. – 2016. – Vol. 403. – P. 16-22.
  18. Lbova L. V., Volkov P. V., Bocharova E. N., Kovalev V. S. and Khaykunova N. A. The techniques of Modeling and Decorating Upper Paleolithic Anthropomorphic Figurines from Malta, Eastern Siberia // Archaeology, Ethnography and Anthropology of Eurasia. – 2017 – №45 (3). – P. 48-55.
  19. Marshack A. The Female Image: A «Time-factored» Symbol. A Style and Aspect of Image Use in the Upper Paleolithic // Proceedings of the Prehistoric Society. – 1991. – Vol.57, part 1. – P. 17–31.
  20. Mead G. Mind, Self, and Society. Ed. By Charles W. Morris. University of Chicago Press, Chicago&London, 1934. – 439p.