Константы кочевой культуры в творчестве художника Шоя Чурука
№ 3 (14) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF (English)
PDF
PDF (English)

Ключевые слова

Шой Чурук, современное искусство Тувы, культурные константы, живопись, символы,

Как цитировать

Белокурова С. М. Константы кочевой культуры в творчестве художника Шоя Чурука // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 3 (14). С. 105-114. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Шой Улзайович Чурук – известный тувинский художник. В его творчестве возрождаются и заново переосмысляются традиции народного искусства. Для художника важным остается обращение к фундаментальным основам культуры, актуальным на сегодняшний день. В данной статье предпринят анализ трех картин Ш.  Чурука с применением методики культурных универсалий (констант). На материале монгольской культуры выделяются две константы – «Воин» и «Родина», которые представляются актуальными для различных кочевых культур Евразии.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.03.007

Библиографические ссылки

  1. Белокурова С.М. Основные направления творчества современного монгольского художника Хайнзангийн Содномцэрэна // Художественная культура Сибири и сопредельных территорий: страницы прошлого и современность. Cборник материалов II-й межрегиональной с международным участием научно-практической конференции в рамках VIII Межрегиональной молодежной художественной выставки «Аз.Арт.Сибирь - 2017». – Барнаул, 2017. – С. 51-52.
  2. Белокурова С.М. «Женская» серия монотипий современной монгольской художницы Зоригт Уянги: проблема интерпретации образа// Культура в евразийском пространстве: традиции и новации. Сборник материалов II Международной научно-практической конференции. – Барнаул, 2016. – С. 126-129.
  3. Голан А. Миф и символ. – М.: Русслит, 1993. – 375 с.
  4. Межрегиональная художественная выставка «ФОРМА»: альбом-каталог / сост. А.В. Суслов, Е.В. Чепис. – Новосибирск: ИП В.В. Пентюхов, 2019. – 296 с.
  5. Мифы, легенды, предания тувинцев / Сост. Н.А. Алексеев, Д.С. Куулар, З.Б. Самдан, Ж.М. Юша. – Новосибирск: Наука, 2010. – 372 с.
  6. Учение арга билиг как ось монгольской культуры / Шишин М.Ю., Белокурова С.М., Иванов А.В., Первушина O.В., Цэдэв Н., Гантулга Д. / Под общей редакцией М.Ю. Шишина. – Барнаул, 2013.
  7. Хертек А. Знакомьтесь: Шой Чурук [Электронный ресурс]. URL: https://www.tuva.asia/news/tuva/5177-shoy.html (дата обращения 22.08.2019).
  8. Цедев Н., Гекман Л.П., Шишин М.Ю. Константы культуры в трансграничной области на Алтае подходы и методы их обнаружения // Мир науки, культуры, образования. – 2008. – № 5. – С. 160-161.
  9. Шишин М.Ю. Мифопоэтические мотивы в графике Валерия Тебекова // Шестые искусствоведческие Снитковские чтения. Сборник материалов XIV научно-практической конференции, посвященный 57-летию Государственного художественного музея Алтайского края. – Барнаул: Алтайский дом печати, 2016. – С. 69-80.
  10. Шишин М.Ю. Теургия в творчестве Г.С. Райшева // Творчество Г.С. Райшева в контексте современной культуры 1960–2010-е годы. Материалы Межрегиональной научно-практической конференции. – Ханты-Мансийск, 2015. – С. 89-97.
  11. художников Сибири. Современное искусство : профессиональный справочник современного искусства Сибири / [авт. идеи, сост. Ольга Галыгина; авт. вступ. ст. Владимир Чирков]. Выпуск 2: 2006-2015. – Новокузнецк; Красноярск: Поликор, 2017. – 437 с.