Персоносфера в искусстве Г.С. Райшева
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

Г.С. Райшев, сибирское искусство, персоносфера, сказитель, живопись, графика, метафора в изобразительном искусстве,

Как цитировать

Шишин М. Ю., Макарова Е. В. Персоносфера в искусстве Г.С. Райшева // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 376-393. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.026.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье анализируется творчество Г.С. Райшева. Отмечено, что в его графических и живописных работах отражаются мифопоэтические образы ханты-мансийской мифологии, русского фольклора и темы, связанные с современностью. Стиль художника тяготеет к экспрессионистическому направлению в искусстве. Необычность сюжетики, многообразие художественных произведений вызывают интерес зрителей, но и требуют новых подходов в анализе и интерпретации его работ. Предлагается рассмотреть его искусство как своеобразный вид сказительства, выраженный в  художественных формах. С опорой на современные культурологические подходы, в  частности на концепцию персоносферы, предлагается анализ отдельных произведений художника. Показана иерархическая система образов, к которым Г.С.  Райшев обращается в своем искусстве. Эксплицируется картина мира художника, представляется метод метафоры, используемый им в живописных произведениях и  графике. Представляется кратко жизненный и творческий путь художника.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.026

Благодарности

Исследование выполнено при финансовой поддержке гранта РФФИ и Алтайского края в рамках научного проекта 19-412-220003 р_а «Экспликация потенциала художественной культуры Алтайского края и определения механизмов его использования в региональных имеждународных туристических проектах».

Библиографические ссылки

  1. Батьянова Е.П. Визуальные образы в мировоззрении и фольклоре народов Севера // Вестник угроведения. – 2018. – Т. 8. – № 4. – С. 695-704.
  2. Гекман Л.П. Мифопоэтика народов Сибири: персоносфера и модель мира. – Барнаул: Изд-во Алтайского государственного технического университета, 2005. – 295 с.
  3. Гекман Л.П. Сказитель как медиатор между сакральным и профанным уровнем бытия в традиционных культурах Сибири // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова. – 2006. – № 1. – С. 78-84.
  4. Гекман Л.П., Шишин М.Ю. Теоретические аспекты персоносферы: на материале мифопоэтического творчества народов Азии // Вестник Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползунова – 2006. – № 1. – С. 85-95.
  5. Гемуев И.Н. Мировоззрение манси: дом и Космос. – Новосибирск: Наука, 1990. – 230 с.
  6. Геннадий Райшев. Живопись, графика. – М.: Изд-во «Наше наследие», 1996. – 143 с.
  7. Геннадий Райшев. Живопись. 1960–2010-е годы: Альбом / Автор-сост., статья, текст Н.Н. Федорова; научный ред., статья И.П. Уварова. – Екатеринбург: Издательство Баско, 2014. – 380 с.; ил.
  8. Геннадий Райшев. Хантыйские легенды. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1991. – 192 с.
  9. Геннадий Райшев: диалоги со зрителем. Беседы в мастерской художника. Ч.1. Экспозиция «Страна Югория» / Автор-составитель Л.Г. Лазарева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. – 98 с.
  10. Геннадий Райшев: диалоги со зрителем. Беседы в мастерской художника. Ч.2. Экспозиция «Страна Югория» / Автор-составитель Л.Г. Лазарева. – Ханты-Мансийск: ГУИПП «Полиграфист», 2001. – 113 с.
  11. Геннадий Райшев: диалоги со зрителем. Беседы в мастерской художника. Ч.3. Экспозиция «Страна Югория» / Автор-составитель Л.Г. Лазарева. – Ханты-Мансийск, ГУИПП «Полиграфист», 2002. – 193 с.
  12. Голынец Г.В. Музыка пространств // Райшев Г.С. Хантыйские легенды. – Свердловск, Средне-Уральское кн. изд-во, 1991. – С.6-14.
  13. Ершов М.Ф. Райшев: художник в контексте эпохи // Вестник угроведения. – 2019. – Т. 9. – № 2. – С. 352-362.
  14. Зенько А.П. Представления о сверхъестественном в традиционном мировоззрении обских угров: структура и вариативность. – Новосибирск: Наука, 1997. – 160 с.
  15. Карьялайнен К.Ф. Религия югорских народов. Т. 3. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1996. – 264 с.
  16. Кулемзин В.М. Человек и природа в верованиях хантов. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 1984. – 196 с.
  17. Кулемзин В.М., Лукина Н.В., Молданов Т.А., Молданова Т.А. Мифология хантов. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2000. – 304 с.
  18. Лосский Н.О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция. – М.: Республика, 1995. – 400 с.
  19. Мифы, предания, сказки хантов и манси / пер. с хантыйского, мансийского, немецкого языков; сост., предисл. и примеч. Н. В. Лукина. – М.: Наука, 1990. – 568 с.
  20. Молданов Т.А., Молданова Т.А. Боги земли Казымской. – Томск: Изд-во Томского государственного университета, 2000. – 111 с.
  21. Носов Н.А. Виртуальный человек. – М.: Магистр, 1997. – 192 с.
  22. Путилов Б.Н. Эпическое сказительство: Типология и этническая специфика. – М.: Восточная литература, 1997. – 294 с.
  23. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. – М.: Аграф, 1997. – 384 с.
  24. Себелева А.В. Трансформация архетипов и мифологем в творчестве ханты и манси // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы II Всеросс. науч.-практ. конф. (г. Нижневартовск, 8 февраля 2013 года): в 5-ти ч. – Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2013. – Ч. III. – С. 128-129.
  25. Степанов Ю.С. В трехмерном пространстве языков. Семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства. – М.: Наука, 1985. – 352 с.
  26. Хазагеров Г.Г. Персоносфера русской культуры // Новый мир. – 2002. – № 1. – С. 133-145.
  27. Элиаде М. Аспекты мифа / Ст., коммент., пер. Е. Строгановой. – М.: Инвест-ППП, 1995. – 238 с.
  28. Элиаде М. Миф и вечном возвращении. – М.: Ладомир, 2000. – 414 с.
  29. Эпштейн М.Н. Философия возможного. – СПб.: Алетейя, 2001. – 334 с.