Живопись и скульптура Бато Дашицыренова: единство национальных и общекультурных образов
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

Бато Дашицыренов, живопись, скульптура, искусство Бурятии, современное искусство, национальная культура, экспрессионизм, символизм, метаисторический экспрессионизм,

Как цитировать

Бороноева Т. А. Живопись и скульптура Бато Дашицыренова: единство национальных и общекультурных образов // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 351-362. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.024.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена творчеству современного бурятского живописца, скульптора, сценографа Бато Дашицыренова, выставка работ которого состоялась в 2019 году в  Художественном музее им. Ц. Сампилова (Улан-Удэ). Произведения художника были представлены на многочисленных выставках России, Франции, США, Нидерландов. Автор ставит целью исследования определить соотношение национальных и  общекультурных смыслов в творческом наследии Бато Дашицыренова. Для этого в  живописи, графике и скульптуре мастера отмечены образы, мотивы, сюжеты, укорененные в национальной культуре, традициях, обычаях монгольских народов, древней культуре Центральной Азии. С другой стороны, определены элементы техники, средства художественной выразительности, характерные для европейского экспрессионизма и символизма или метаисторического экспрессионизма. Почерк мастера включает и опыт театрального художника, и приверженность музыкальной тематике, и интертекстуальность, и связь знака и архетипа, и своеобразие пластики, палитры, фигуративные особенности (например, акцент на голове персонажа, где, по  представлениям бурят, сосредоточен источник души человека), и свободу переходов от живописи к пластическим образам. Результаты и выводы исследования значимы в  контексте изучения современных художественных процессов Республики Бурятия, России и Центральной Азии.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.024

Библиографические ссылки

  1. Бороноева Т.А. Фольклорно-мифологические мотивы в современной скульптуре Бурятии // Вестник Бурятского государственного университета. Педагогика. Филология. Философия. – 2016. – Вып. 5. – С. 46-56.
  2. Жапова Б. Бато Дашицыренов [Электронный ресурс]. URL: http://selorodnoe.ru/vid/show/id3631877/ (дата обращения: 01.11.2019).
  3. Комарова Н.П., Марц Л.В. Кочевник и скульптор Даши Намдаков // Кочевник. Между небом и землей. Шедевры древних культур степей Евразии из собрания Исторического музея и произведения скульптора Даши Намдакова / текст, сост.: Н.Л. Жуковская и др. – М.: Государственный исторический музей, 2014. – С. 261-265.
  4. Шабунина В. Бато Дашицыренов [Электронный ресурс]. URL: https://v-shabunina.livejournal.com/896533.html (дата обращения: 01.11.2019).
  5. Шишин М.Ю. Метаисторический экспрессионизм: к вопросу о новом стилистическом явлении в сибирском и монгольском искусстве // Три века под знаком новизны. Отечественное искусство 1700–2000-е: сб. ст. Междунар. науч. конф. (Москва, 27-28 апреля 2016 г.) / под общ. ред. Грибаносовой-Гребневой Е.В., Шишина М.Ю. – Барнаул: Изд-во АлтГТУ, 2017. – С. 213-218.