Бурятская буддийская скульптура в творчестве Максима Цоктоевича Гомбоева
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

буддизм, буддийское искусство, бурятское искусство, М.Ц. Гомбоев, деревянная скульптура, резьба, роспись, канон, национальная культура,

Как цитировать

Жамбаева Т. И. Бурятская буддийская скульптура в творчестве Максима Цоктоевича Гомбоева // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 155-164. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.010.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Бурятская буддийская деревянная скульптура является уникальным видом искусства, вобравшим в себя основы иконографического канона, владение резцом, росписью, своеобразным художественным видением образов божеств в силу синтеза буддийской и  местной шаманистской культур. В ней ярко проявился сплав буддийского канона и  народной интерпретации облика божеств. В современный период данный вид искусства испытывает трудности, связанные с практически полной утратой линии преемственности между поколениями «старых» мастеров из числа ламского духовенства, репрессированных в 1930-е годы, и мастеров рубежа XX–XXI веков. В данном контексте буддийская деревянная скульптура М.Ц. Гомбоева является важным звеном в деле сохранения и развития этой традиции. Автор подробно описывает процесс работы художника, техники, инструментарий как в резьбе по дереву, так и в работе по металлу. В результате исследования выявлено соотношение буддийского канона и  национальных бурятских традиций и черт, фольклорная интерпретация канонических сюжетов, образов, колорита. В творчестве М.Ц. Гомбоева отмечена преемственность со школой С.-Ц. Цыбикова и работами монгольского художника Дзанабадзара.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.010

Библиографические ссылки

  1. Бардалеева С. Б. Санжи-Цыбик Цыбиков. – Улан-Удэ: Изд-во «Буддийская Традиционная Сангха России», 2006. – 232 с.
  2. Бардалеева С.Б. История буддийской коллекции музея истории Бурятии им. М.Н. Хангалова // Земля Ваджрапани. Буддизм в Забайкалье / Сост. Ц. Ванчикова. – М.: Дизайн. Информация. Картография, 2008. – С. 556-568.
  3. Герасимова К.М. Бурятское искусство XVIII – начала XX вв.: школа деревянной скульптуры Санжи-Цыбик Цыбикова // Герасимова К.М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2006. – С. 244-250.
  4. Герасимова К.М. К истории изобразительного искусства бурят // Герасимова К.М. Вопросы методологии исследования культуры Центральной Азии. – Улан-Удэ: Изд-во Бурятского научного центра СО РАН, 2006. – С.237-244.
  5. Герасимова К.М., Соктоева И.И. Бурятская деревянная скульптура. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1971. – 78 с.
  6. Изобразительное искусство Бурятии: альбом / Сост.: И. И. Соктоева и др. – Улан-Удэ: РОО «Наука и искусство Сибири» им. А. Б. Соктоева, 2011. – 191 с.
  7. Личный фонд Жабон Ж.Ж. // ОФ 18026 /1-18 НМРБ, НВФ 11336 /1-2 НМРБ (20 ед. хр.)
  8. О бурятском изобразительном искусстве: Статьи и материалы / Ред. коллегия: К. М. Герасимова (отв. ред.), И.И. Соктоева и др. – Улан-Удэ: Бурятское книжное издательство, 1963. – 162 с.
  9. Соктоева И.И. Изобразительное и декоративное искусство Бурятии. – Новосибирск: Наука, 1988. – 157 с.
  10. Gega Lama. Principles of Tibetan art: illustrations and explanations of Buddhist iconography and iconometry according to the Karma Gardri school. India, Dargeeling W.B., Jamyang Singe, 1983, volume I.
  11. Thaye P.N. Concise Tibetan Art Book. India, Pema Namdol Thaye, 1987.