Калмыцкий костюм в призме образно-знаковой системы буддизма
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

народный костюм, головной убор, буддизм, мандала, пространство, жилище, образ, знак, знаковая система,

Как цитировать

Батырева К. П. Калмыцкий костюм в призме образно-знаковой системы буддизма // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 66-79. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье рассматривается структура калмыцкого народного костюма с выделением знаковой роли головного убора. Впервые рассматривая калмыцкий народный костюм с  точки зрения комплекса искусствоведческого, культурологического, эстетического, семиотического подходов к народному искусству, автор вписывает его в контекст соотношения человека и универсума. Автор рассматривает народный костюм как знаковую систему и явление искусства, обусловленные материально-духовной культурой этноса. Связь духовно-этических основ и художественных традиций калмыцкого народа положена в основу его анализа и интерпретации. Результаты показывают пространственную привязку знака головного убора и в целом всей системы костюма. В  сравнении конструктивных деталей традиционного костюма и жилища обнаруживается их идентичность в создании материальной сферы бытия человека, универсальной сегментации пространства. В конструкции головного убора «хаджилга» специфичным образом реализована символика целого пласта традиционной калмыцкой культуры, основанная на буддийском мировоззрении.Эти результаты значимы для интерпретации традиционного и современного искусства евразийских кочевых народов и народов буддийского ареала в образно-символическом аспекте.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.006

Благодарности

Статья написана при поддержке гранта РФФИ № 19-512-44002/19 «Народное декоративно-прикладное искусство ойратов Монголии и калмыков России: общее и особенное в сравнительно-сопоставительном анализе».

Библиографические ссылки

  1. Абаев Н.Г. «Тэнгрианство» и «Ак Чаяан» как духовно культурная основа кочевнической цивилизации тюрко-монгольских народов Саяно-Алтая и Центральной Азии // Mongolica. – Vol. 15 (36). – Ulaanbaatar, 2004. – С. 226-238.
  2. Байбурин А.К. Семиотические аспекты функционирования вещей // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука, 1989. – С. 63-88.
  3. Батырева К.П. Идея Центра в знаковой структуре калмыцкого народного костюма // Ойраты и калмыки в истории России, Монголии и Китая: материалы науч.-практ. конф., г. Элиста, 9-14 мая 2007 г. – Элиста, 2008. – С. 68-75.
  4. Батырева К.П. Этнокультурные доминанты в формировании эстетики калмыцкого народного костюма: диссертация ... кандидата философ. наук: 09.00.04 / РГУТИС. – М., 2008. – 207 с.
  5. Батырева К.П., Батырева С.Г. Этническая картина мира как культурное наследие калмыков // Культурное наследие Северного Кавказа как ресурс межнационального согласия : Сборник научных статей / Отв. ред. И. И. Горлова. – М.; Краснодар: Принт сервис групп, 2015. – С. 345-356.
  6. Виноградова Н.А. Иконографические каноны японской космогонической картины Вселенной – мандала // Проблема канона в древнем и средневековом искусстве Азии и Африки. – М., 1973. – С. 44-61.
  7. Герасимова К. М. Тибетский канон пропорций. – Улан-Удэ, 1971. – 301 с.
  8. Житецкий И.А. Очерки быта астраханских калмыков. Этнографические наблюдения 1884–1886 гг. – Москва, 1893. – 114 с.
  9. Жуковская Н.Л. Кочевники Монголии: культура, традиции, символика: уч. пособие. – М.: Восточная литература, 2002. – 246 с.
  10. Жуковская Н.Л. Ламаизм и ранние формы религии. – М. , 1977. – 202 с.
  11. Калмыцко-русский словарь. – Элиста, 1977. – 768 с.
  12. Кочешков Н.В. Головные уборы монголов в XIX – XX вв. // Советская этнография. – 1973. – №3. – С.134-141.
  13. Курасов С.В. Проблемы изучения канонического ритуального действия на примере создания песочных мандала // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. – 2013. – № 4. – С. 16-22.
  14. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. – М.: Искусство, 1976. – 320 с.
  15. Мифы народов мира: В 2 т. / Гл. ред. С. А. Токарев. – М.: Сов. Энциклопедия, 1991. Т. 2. 719 с.
  16. Очирова Н.Г., Бембеев Е.В. Современное демографическое и социально-экономическое положение ойратов Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР // Вестник Калмыцкого института гуманитарных исследований РАН. – 2012. – № 4. – С. 156-161.
  17. Позднеев А.М. Очерки быта буддийских монастырей и буддийского духовенства в связи с соотношением сего последнего к народу. – СПб, 1887. – 492 с.
  18. Потанин Г.Н. Очерки Сев.-Зап. Монголии. – Санкт-Петербург, 1881. – Вып. II. – 1025 с.
  19. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. – М., 1981. – 344 с.
  20. Серебрякова М.Н. О знаковой функции народного костюма (на примере костюма невесты чепни в Турции) // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука, 1989. – C. 154-175.
  21. Современная западная философия: Словарь. / Сост.: Малахов В.С., Филатов В.П. – М.: Политиздат, 1991. – 414 с.
  22. Столович Л.Н. Природа эстетической ценности. – М.: Политиздат, 1972. – 271 с.
  23. Тодаева Б.Х. Словарь языка ойратов Синьцзяна. – Элиста: КИГИ РАН, 2001. – 494 с.
  24. Топорков А.Л. Символика и ритуальные функции предметов материальной культуры // Этнографическое изучение знаковых средств культуры. – Л.: Наука, 1989. – С. 89-101.
  25. Топоров В.Н. Мандала // Энциклопедия. Мифы народов мира / Гл. ред. С.Н. Токарев. – Москва: Советская Энциклопедия, 2008. – 1147 с.
  26. Jung C.G. Mandala symbolism. Princeton, 1972. 142 p.
  27. Tucci G . The Theory and Practice of the Mandala. London, 1961. 160 p.
  28. Wasilewski J. Space in Nomadic Cultures: A spatial Analysis of the Mongol Yurts. In: Altaica Collecta: Berchte und Vortraege der XVII. Permanent International Altaistic Conference, 3-8 June v1974, in Bonn/Bad Honnef, ed. Walter Heissig. Wiesbaden, Otto Harrassowitz, 1976, pp. 345-360.