Дюссельдорфская художественная группа «ЗЕРО»: у истоков искусства световой кинетики в городском ландшафте (1958–1960-е годы)
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
HTML
PDF
HTML

Ключевые слова

оп-арт, искусство световой кинетики, Йозеф Бойс, Хайнц Мак, Отто Пине, проект «небесное событие», Гюнтер Юккер, художники группы «ЗЕРО», Арнульф Райнер, Ив Клен, Жан Тэнгли, Арман, Государственная академия художеств Дюссельдорфа, Альфред Шмела, Марсель Дюшан, Рудольф Штайнер,

Как цитировать

Орлова Е. В. Дюссельдорфская художественная группа «ЗЕРО»: у истоков искусства световой кинетики в городском ландшафте (1958–1960-е годы) // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 277–296. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.021.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В искусстве художников дюссельдорфской группы «ЗЕРО» – Хайнца Мака, Отто Пине и Гюнтера Юккера – сформировался культ света как реального оптико-физического явления. Световая кинетика стала новой эстетической утопией в  западноевропейском искусстве 1960-х годов. В статье рассматриваются творческие истоки рождения новой художественной идеологии и такие яркие многолетние проекты, как «музеефицированный» ландшафт у Хайнца Мака и произведения под общим названием «событие в небе» («Sky-events») с воздушными шарами у Отто Пине. В  творческой программе группы «ЗЕРО» искусство открытого пространства, объединившее небо, воздух, воду и свет, трактовалось как начало рождения урбанистического ландшафта Будущего. Статья показывает путь формирования нового взгляда на оформление городского пространства, в основе которого лежит синтез архитектуры и кинетических виртуальных образов, выполненных с помощью мультимедийных технологий.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.021
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бусев М.А. Творчество Ива Клена и учение розенкрейцеров // Религия и искусство. Материалы научной конференции, состоявшейся в Государственном институте искусствознания 19–21 мая 1997 года / Под ред. И.П. Ильина. – М.: Изд-во «ГИТИС», 1998. – С. 216–225.
  2. Карл Густав Юнг о современных мифах: сборник трудов / Пер. с нем. Л. Акопяна; под ред. М. Оганесяна. – М.: Практика, 1994. – 252 с.
  3. Орлова Е.В. Отто Пине // Европейское искусство: Живопись. Скульптура. Графика: Энциклопедия в 3 томах / Отв. ред. Е.Д. Федотова. – М.: «Белый город», 2006. – Т.3. – С.59–60.
  4. Орлова Е.В. Творческая стратегия Йозефа Бойса: мир или война? // Искусство скульптуры: в ХХ–ХХI веках: мастера, тенденции, проблемы. Коллективная монография. – М: БуксМАрт, 2017. – С. 344–366.
  5. Damus M. Kunst im 20. Jahrhundert. Von der transzendierenden zur affirmativen Moderne. – Hamburg: Rowohlt Taschenbuch Verlag, 2000. – 432 S.
  6. Ermen R. Das Blau des Himmels. Yves Klein // Kunstforum International. –2004. – Bd. 173. – S. 352.
  7. Geschichte der deutschen Kunst. Dritter Band: Neuzeit und Moderne 1750–2000 / Hrsg. von H. Klotz. – M?nchen: Verlag C.H. Beck, 2000. – S. 383–387.
  8. Jocks H.-N. Heinz Mack (Bundeskunsthalle, Bonn. Museum Kunstpalast, D?sseldorf) // Kunstforum International. – 2011. – Bd. 209. – S.351– 353.
  9. Karin T. Kunst in Deutschland seit 1945. – K?ln: DuMont Verlag, 2002. – 550 S.
  10. Konkrete Kunst in Europa nach 1945. Die Sammlung Peter C.Ruppert / Hrsg. von Edited by Museum im Kulturspeicher W?rzburg; von M. Lauter. – Ostfildern-Ruit: Hatje Cantz Vlg., 2002. – 427 S.
  11. Stachelhaus Н. Zero. Heinz Mack, Otto Piene, Guenther Uecker. – D?sseldorf: Econ Verlag, 1993. – 296 S.
  12. Uecker G. Der geschundene Mensch. Katalog / Hrsg. von Institut f?r Auslandsbeziehungen. – Stuttgart ,1993. – 96 S.