Город в искусстве Италии первой половины XX века: не только футуризм
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
HTML
PDF
HTML

Ключевые слова

искусство Италии ХХ века, футуризм, «метафизическая живопись», аэроживопись, «Новеченто», «Римская школа», образ города,

Как цитировать

Гончаренко Н. М. Город в искусстве Италии первой половины XX века: не только футуризм // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 239–261. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.018.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена проблеме репрезентации города в творчестве художников Италии первой половины ХХ века, от футуристов до представителей «римской школы». Отмечается, что на рубеже веков в раннем футуризме образы современного города интерпретировались как состояния души (в творчестве Умберто Боччони, Карло Карра). Впоследствии  их место заняли изображения города-машины, как в живописи Луиджи Руссоло, и «аэроживопись», где человеческим эмоциям уже не было места (примером могут служить произведения Тато и Тулио Крали). Одновременно, в противовес футуризму,  существовал город в «метафизической живописи», намеренно не желающей иметь ничего общего с современностью. Этот подход характерен для Джорджо де Кирико и Карло Карра. Наконец, в 1920–1940-е годы такие разные авторы, как Джорджо Моранди, Арденго Соффичи, Карло Карра, Марио Сирони, представители «римской школы» и ранний Ренато Гуттузо изображают свою повседневную среду обитания: небольшие итальянские города либо окраины Милана, Рима или Болоньи, которые они видят ежедневно.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.018
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бобринская Е.А. «Красота и необходимость насилия»: Мифопоэтика раннего футуризма // Искусствознание: Журн. по истории и теории искусства. – 2016. – № 1/2. – С. 194–215.
  2. Бобринская Е.А. Ужасное зрелище: революционная толпа и коллапс репрезентации // Искусствознание: журн. по истории и теории искусства. – 2017. – № 1. – С. 198–233.
  3. Бобринская Е.А. Футуризм. – М.: Галарт, 2000. – 192 с.
  4. Вяземцева А.Г. Искусство тоталитарной Италии. – М.: РИП-ХОЛДИНГ, 2018. – 464 с.
  5. Вяземцева А.Г. Новый Рим в зеркале культуры итальянской столицы. 1920–1930-е годы // Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы. Сборник статей / Отв. ред. А.В. Бартошевич, Т.Ю. Гнедовская. – М.: Государственный институт искусствознания, 2016. – С. 259–291.
  6. Вязова Е.С. Город в искусстве кубофутуристов. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М., 1999. – 172 с.
  7. Генис А. На полпути к фашизму: Итальянский футуризм в музее Гуггенхайма // Новая газета. – 2014. – № 30. – 21 марта 2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.novayagazeta.ru/articles/2014/03/21/58865-na-polputi-k-fashizmu (Дата обращения 30.09.2019)
  8. Голомшток И.Н. Тоталитарное искусство. – M.: Галарт, 1994. – 296 с.
  9. Кислова Н.В. Город, искусство, человек: По материалам новых зарубежных исследований // Советское искусствознание. Вып.27: Сб.статей и публикаций. – М.: Советский художник, 1991. – С. 76–95.
  10. Лазарева Е.А. Судьбы футуризма в Италии и России во 2-й половине 1910-х – 1930-е годы. Диссертация на соискание ученой степени кандидата искусствоведения. – М., 2011. – 262 с.
  11. Лазарева Е.А. Футуризм как традиция в итальянском и русском искусстве // Западное искусство. ХХ век. Тридцатые годы. Сборник статей / Отв. ред. А.В. Бартошевич, Т.Ю. Гнедовская. – М.: Государственный институт искусствознания, 2016. – С. 240–258.
  12. Лазарева Е.А. «Механическое искусство» и «аэроживопись». К истории главных эстетических программ итальянского футуризма 1920–1930-х гг. // Искусствознание. – 2010. – № 1–2. – С. 530–548.
  13. Лонги Р. Моранди в галерее «Фьоре» // Лонги P. От Чимабуэ до Моранди. – М.: Радуга, 1982. – С. 312.
  14. Маринетти Ф.Т. Первый манифест футуризма // Маринетти Ф.Т. Футуризм. – СПб.: «Прометей» Н.Н. Михайлова, 1914. – 241 с.
  15. Маринетти Ф.Т. Уничтожение синтаксиса. Беспроволочное воображение и освобожденные слова (Пер. М.Энгельгардта) // Футуризм – радикальная революция. Италия – Россия. Каталог выставки. ГМИИ, 17 июня – 24 августа 2008 г. – М.: Игра слов, 2008. – С. 89–95.
  16. Саблин И. Город + пространство + синтез. Проблемы города в теории и практике итальянского футуризма // Мир дизайна. – 1998. – № 4. – С. 18– 21.
  17. Соколов М. Хранитель руин (Джорджо де Кирико) // Творчество. – 1988. – № 10. – С. 29–30.
  18. Aguirre M. Giorgio Morandi, ardengo soffici and strapaese: Modern Italian Landscapes between the Wars // Sincron?a (Revista de Filosof?a y Letras). – 2013. – № 63. [Электронный ресурс] URL: http://sincronia.cucsh.udg.mx/pdf/2013_a/aguirre_64_2013.pdf (Дата обращения: 30.09.2019).
  19. Granata M. Smart Milan: Innovations from Expo to Expo (1906–2015). – Springer, 2015. – 251 p.
  20. Pirani F. Un “testo plurimo” // Roma Assoluta. Gianfranco Notargiacomo. Museo di Roma, 26 febbraio – 31 marzo 2004. – Roma: Gandemi editore, 2004. – P. 24–43.
  21. Umberto Boccioni, Carlo Carrа, Luigi Russolo, Giacomo Balla, and Gino Severini. Technical Manifesto of Futurist Painting // Poesia (Milan). – 1910. – April 11 [Электронный ресурс]. URL: www.unknown.nu/futurism/techpaint.html (Дата обращения: 30.09.2019).