На перекрестке авангарда: «Потсдамская площадь» Э.Л. Кирхнера
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
HTML
PDF
HTML

Ключевые слова

Эрнст Людвиг Кирхнер, искусство Германии первой половины XX века, экспрессионизм, Первая мировая война, образ города, Берлин, Потсдамская площадь, Потсдамский вокзал, «Потсдамхаус», Эрна Шиллинг, символ эпохи,

Как цитировать

Королева А. Ю. На перекрестке авангарда: «Потсдамская площадь» Э.Л. Кирхнера // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 196–211. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.015.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена изучению картины Эрнста Людвига Кирхнера «Потсдамская площадь». Автор ставит своей задачей исследование историко-культурного контекста произведения, занимающего столь важное положение в истории немецкого искусства. Это полотно, написанное в год начала Первой мировой войны, обобщает впечатления недавно приехавшего в Берлин художника от сверхинтенсивной жизни германской столицы последних предвоенных лет. В статье подробно рассматривается история возникновения и роль площади в культурном и мифологическом ландшафте города, анализируется социальный статус героев картины, отмечаются автобиографические коннотации и характерные для нее формально-стилевые приемы. В результате автор приходит к выводу об особом значении «образа города» в лице «Потсдамской площади» как символа эпохи.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.015
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Маркин Ю.П. Экспрессионисты. Живопись. – Москва: РИП-Холдинг, 2015. – 369 с.
  2. Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001.
  3. Friedrich T. Stadttor, Bahnhof, Warenwelt der Potsdamer Platz // Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. – S. 50–67.
  4. Henkel K. Kirchners Berliner Jahre 1911–1917 // Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. – S. 196–207.
  5. Hoock M. Berlin – Zwischen Tag und Nacht // Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. – S. 112–127.
  6. Maler der Expressionismus im Briefwechsel mit Eberhard Grisebach. – Hamburg: Christian Wegner Verlag, 1962. – 172 S.
  7. M?rz R. Am Abgrund: Kirchners Potsdamer Platz // Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. – S. 32–49.
  8. M?rz R. Eine Ha?liebe Kirchner im wilchelminischen Berlin // Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. – S. 68–95.
  9. May H., Schilz A. Gasth?user: Geschichte und Kultur. – Petersberg: Fr?nkisches Freilandmuseum, MwSt.Verlag, 2004. – 348 S.
  10. Padberg M. Gro?stadtbild und Gro?stadtmetaphorik in der Malerei. Vorstufen und Entfaltung 1870–1918. – M?nster und Hamburg: Lit-Verlag, 1995. – 297 S.
  11. Simmons S. Luxus, Mode, Unsittlichkeit // Der Potsdamer Platz. Ernst L?dvig Kirchner und der Untergang Preu?ens. – Berlin: Staatliche Museen zu Berlin – Preu?ischer Kulturbesitz und G+H Verlag Berlin, 2001. – S.128–137.
  12. T?uber R.E. Der h?ssliche Eros: Darstellungen zur Prostitution in der Malerei und Grafik 1855 – 1930. – Berlin: Gebr.Mann, 1997. – 276 S.