Топографические виды в немецком летучем листке XVII века: «портрет города» и правдоподобие барокко
№ 1 (16) 2020 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
HTML
PDF
HTML

Ключевые слова

летучий листок XVII века, топографическая гравюра, немецкое барокко, массовая культура,

Как цитировать

Эсоно А. Ф. Топографические виды в немецком летучем листке XVII века: «портрет города» и правдоподобие барокко // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2020. № 1(16). С. 134–145. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.010.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена особому подвиду немецких летучих листков XVII века с  изображением городов. Включение подобных произведений в общепринятое понятие летучего листка требует убедительных доказательств, так как город является также объектом топографической гравюры. Однако анализ особенностей таких «летучих видов» позволяет воспринимать их как синтетическое произведение барокко, которое с помощью различных методов превращало топографическое изображение города в своеобразный портрет, узнаваемый из-за своей характерности. Таким образом, подобные «портреты» городов становились частью массовой культуры, являлись не  только проявлением обобщенного интереса Нового времени к окружающему миру, но и выступали как развлекательная, возможно, даже «туристическая» продукция, создатели которой неизменно следовали барочным правилам правдоподобия. Одним из самых удачных для изучения примеров может служить издательство Пауля Фюрста в  Нюрнберге, которое специализировалось на создании высококачественных летучих листков, привлекая к работе профессиональных граверов и поэтов. Из издательства Фюрста вышло значительное число летучих листков с изображением европейских городов, которые базировались на современных топографических гравюрах.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2020.01.010
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. История культуры стран Западной и Центральной Европы в XVII веке / Д.А. Баюк, Л.М. Брагина, И.Ю. Варьяш и др.; под ред. Л.М. Брагиной. – Санкт-Петербург: Наука, 2017. – 589 с.
  2. Эсоно А.Ф. Видовая гравюра XVII века из издательств Матеуса Мериана старшего и Пауля Фюрста // Книжная старина. Сборник научных трудов. Выпуск 4. – СПб.: Российская национальная библиотека. 2018. – С. 135–189.
  3. F?rst P. Theoria Artis Pictoriae, Das ist: Rei?-Buch, bestehend In Kunstrichtiger, leichter und der Naturgem?sser Anweisung zu der Mahlerey. Pfisterer U. (ed.), 2009 [Электронный ресурс]. URL: http://archiv.ub.uni-heidelberg.de/artdok/787/ (дата обращения: 20.12.2019).
  4. Hampe T. Beitr?ge zur Geschichte des Buch- und Kunsthandels in N?rnberg. II. Paulus F?rst und sein Kunstverlag. – Nuremberg: Akzidenz-Druckerei Sebald, 1915.
  5. Paas J.R. The Changing Landscape of the Competitive Nuremberg Print Trade: The Rise and Fall of Paulus F?rst (1608–1666) // Specialist Markets in the Early Modern Book World. – Leiden: Brill, 2015.
  6. Schilling M. Bildpublizistik der fr?hen Neuzeit: Aufgaben und Leistungen des illustrierten Flugblatts in Deutschland bis um 1700. –Tubingen, Max Niemeyer Verlag, 1990.