Аннотация
В статье представляются некоторые итоги исследования памятника древнего искусства Монголии Рашаан-хада (Аршан-хада). В частности, рассказывается об обнаружении изображения быка и «танцующего шамана» на ранее описанных камнях археологического комплекса. Предлагается искусствоведческая интерпретация изображений, вносится предложение о дальнейшем исследовании комплекса, его музеефикации и представлении в Список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Благодарности
Статья написана при поддержке гранта РГНФ – МинОКН Монголии «Изобразительное искусство Сибири и Монголии XX – начала XXI веков: кросскультурное взаимодействие и влияние художественных традиций» № 15-24-03002
Библиографические ссылки
- Груздов Е.В. «Назад в будущее» (историософский взгляд на неоархаику) // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. – С. 197-199.
- Гурьянова Г.Г. Сибирская неоархаика (историография явления) // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. – С. 199-203.
- Изображение бизона [Электронный ресурс]. URL: http://www.earthflora.ru/bizon.html
- Кубарев В.Д., Цэвээндорж Д., Якобсон Э. Петроглифы Цагаан-Салаа и Бага-Ойгура (Монгольский Алтай). – Новосибирск: Изд-во Иин-та археологии и этнографии СО РАН, 2005. – 639 с.
- Ларичев В.Е. Прозрение: рассказы археолога о первобытном искусстве и религиозных верованиях. – М.: Политиздат, 1990. – 223 с.
- Новгородова Э.А. Аршан-Хад – древнейший памятник изобразительного искусства Восточной Монголии // История и культура Центральной Азии. – М., 1983. – С. 306-310.
- Новгородова Э.А. Древняя Монголия. – М.: Наука, 1989. – 384 с.
- Новгородова Э.А. Мир петроглифов Монголии. – М.: Наука, 1984. – 168 с.
- Ожередов Ю.И. Научно-исследовательский аспект сибирской «неоархаики» // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. – С. 216-220.
- Окладников А.П. Древнейшие петроглифы Аршан-Хада (Монголия Хентей) // Пластика и рисунки древних культур (Первобытное искусство). – Новосибирск: Наука, 1983. – С. 27-33.
- Окладников А.П. Петроглифы Монголии. – Л.: Наука, 1981. – 228 с.
- Окладников А.П., Васильевский Р.С. Новые исследования на Аршан-Хаде в Монголии // Изв. СО АН СССР. Серия Общест. наук. – 1982. – № 6. – Вып. 2. – С. 105-110.
- Пэрлээ Х. Изучение монгольских народностей по родовым знакам (Опыт историко-этнографического исследования). На монг. яз. – Улан-Батор, 1975. – 270 с.
- Сибирская неоархаика. Сборник материалов / отв. редактор В.Ф. Чирков.сост.: В.Ф. Чирков, О.М. Галыгина. – Новокузнецк: Изд-во «Сибирское искусство», 2011. – 122 с.
- Чирков В.Ф. Сибирская неархаика (к вопросу о структурном и стилистическом анализе) // Архаическое и традиционное искусство: проблемы научной и художественной интерпретации: материалы всероссийской (с международным участием) научной конференции. – Новосибирск: Изд-во Ин-та археологии и этнографии СО РАН, 2014. – С. 223-230.