Традиция изучения камнерезного искусства в СССР: взгляд из XXI века
Выпуск № 4 (27) 2022 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

камнерезное искусство, российское искусствознание, русское искусство, советское искусство, искусство Урала,

Как цитировать

Винокуров С. Е. Традиция изучения камнерезного искусства в СССР: взгляд из XXI века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 4 (27). С. 72-81. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.005.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье приводится историографический обзор отечественной научной традиции изучения камнерезного дела как отдельного вида искусства в XX веке. Представлен поэтапный путь развития научного знания и разработки подходов к одному из сложных видов декоративно-прикладного искусства. Исследование показало, что отечественную традицию изучения камнерезного искусства можно отсчитывать лишь с середины XX века, в статье также приводятся размышления о причинах такого активного внимания к обработке цветного камня именно в этот период. Материал построен по принципу обзора важнейших в данной области искусства публикаций и деятельности основных специалистов-искусствоведов с конца XIX столетия до настоящего времени. Так, в статье рассматриваются подходы авторов к материалу, проблемы, затронутые этими изысканиями, глубина их раскрытия в монографических изданиях, намечаются перспективные направления будущих или уже ведущихся исследований.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.005
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Мельников М.П. Обработка цветных камней в Екатеринбурге, современное состояние этого промысла и его будущее // Горный журнал. 1885. Т. 2. С. 176–196.
  2. Зверев П.Н. Гранильный промысел на Урале. Екатеринбург: Екатеринбург. уезд. земство, 1887. 124 с.
  3. Фелькерзам А.Е. Лазуревый камень и его применение в искусстве // Старые годы. 1913, май. С. 22–32.
  4. Фелькерзам А.Е. Горный хрусталь и его применение в искусстве // Старые годы. 1915, декабрь. С. 3–14.
  5. Фелькерзам А.Е. Халцедон и его применение в искусстве // Старые годы. 1916, март. С. 3–18.
  6. Фелькерзам А.Е. Авантюрин и его применение в искусстве // Старые годы. 1916, март. С. 19–23.
  7. Фелькерзам А.Е. Мрамор и его применение в искусстве // Старые годы. 1916, декабрь. С. 99–116.
  8. Ферсман А.Е. Драгоценные и цветные камни России. Т. 1. Петроград: 4-я Гос. тип., 1920. 420 с.
  9. Ферсман А.Е., Влодавец Н.И. Государственная Петергофская гранильная фабрика в ее прошлом, настоящем и будущем. Петроград: Российская гос. академ. тип., 1922. 94 с.
  10. Ферсман А.Е. Очерки по истории камня. В 2-х томах. Т. 2. М.: Издательство Академии наук СССР, 1961. 372 с.
  11. Ратушный П.И. Счастливые камни: рассказы гранильщиков и камнерезов. Челябинск: Челябгиз, 1937. 206 с.
  12. Павловский Б.В. Камнерезное искусство Урала. Свердловск: Свердловское книжное издательство, 1953. 152 с.
  13. Винокуров С.Е. Камнерезное искусство Урала VIII–XX веков: исследователи, исследования и перспективы // Худояровские чтения : материалы X Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 275-летию уральской лаковой росписи по металлу, 21–22 октября 2021 г. Нижний Тагил: Нижнетагильский музей-заповедник «Горнозаводской Урал», 2021. С. 78–98.
  14. Семёнов В.Б., Тимофеев Н.И. Екатеринбургская гранильная фабрика: 1861–1917. Екатеринбург: Lithica, 2003. 496 с.
  15. Семёнов В.Б., Тимофеев Н.И. Екатеринбургская камнерезная и антиковая фабрика: 1805–1861. Екатеринбург: Lithica, 2003. 752 с.
  16. Каган Ю.О. Класс резного художества. Екатеринбург: Аква-Пресс: ИГЕММО «Lithica», 2002. 608 с.
  17. Мавродина Н.М. Искусство русских камнерезов XVIII–XIX веков : каталог коллекции. СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2007. 560 с.
  18. Мавродина Н.М. Произведения русского камнерезного искусства за пределами России : справочник. СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2019. 160 с.
  19. Будрина Л.А. Малахитовая дипломатия. М.; Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2020. 208 с.
  20. Vinokurov S. Artworks of Russian Stone Carvers in the Diplomatic Service // Quaestio Rossica. 2021. Vol. 9. № 2. P. 761–767. https://doi.org/10.15826/qr.2021.2.608.
  21. Винокуров С.Е. Дальневосточная мечта европейских мастеров. СПб.: Нестор-История, 2021. 208 с.
  22. Шакинко И.М, Семёнов В.Б. Завод «Русские самоцветы». Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1976. 384 с.
  23. Винокуров С.Е. Свердловский завод «Русские самоцветы» и Главювелирпром в 1960-е: к проблеме отношений // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 1 (24). С. 70–77. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.01.007.
  24. Винокуров С.Е., Будрина Л.А. «Красоту в жизнь». Развитие сувенирного ассортимента Свердловского завода «Русские самоцветы» в 1960-е годы // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 2 (47). С. 43–57. https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_2_43.