Трансформации художественного метода тагильского графика Н.В. Грачикова: конец 1980-х – 2010-е годы
Выпуск № 3 (26) 2022 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Н.В. Грачиков, авангард, ассоциативность, беспредметность, графическое искусство, манера, минимализм, Нижний Тагил, искусство Урала,

Как цитировать

Комарова М. Ю. Трансформации художественного метода тагильского графика Н.В. Грачикова: конец 1980-х – 2010-е годы // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 3 (26). С. 142-157. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.012.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена творчеству нижнетагильского художника-графика Николая Владимировича Грачикова. С середины 1990-х годов он занял важное место в культурном пространстве Уральского региона, достойно представляя свое искусство на значимых выставках общероссийского и международного уровня. В 1991 году художник был принят в члены Союза художников России. Его работы включены в собрания крупных региональных музеев Калининграда, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Ирбита, Новосибирска. В Нижнетагильском музее изобразительных искусств на сегодняшний день сложилась моноколлекция из 23 работ художника. В публикации сделан акцент на изучении творческого метода Николая Грачикова. Рассмотрены основные работы художника разных лет, описание и анализ которых позволили выстроить общую линию развития и формирования авторской манеры. Важные стороны творческой биографии Николая Грачикова, такие как преподавательская, выставочная и собирательская деятельность, намеренно не освещены в данной публикации, так как заслуживают отдельного, более пристального внимания. Автор статьи использовал в тексте высказывания художника, полученные в ходе интервью с ним в 2007 году, когда впервые обратился к изучению творчества этого графика.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.012
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Бабушкина О.В. Декодирование нефигуративности и современных арт-практик // Вопросы культурологии. 2007. № 6. С. 8–10.
  2. Беседа М.Ю. Комаровой с Н.В. Грачиковым от 15.11.2007 // Архив Нижнетагильского музея изобразительных искусств. Ф. 2. Оп. 1. Д. 15. Л. 7.
  3. Курманаевская Г.Л. Литографии Николая Грачикова // Мир литографии: Искусствоведческие чтения / ред. Е. Ильина, Г. Курманаевская. Нижний Тагил: [б. и.], 1998. С. 9–11.
  4. Отечественная живопись 1960–1980-х годов. Основные тенденции развития / автор-составитель А.Ф. Дмитренко. Санкт-Петербург: Санкт-Петербургская гос. худож.-пром. акад. им. А. Л. Штиглица, 2007. 162 с.
  5. Якимович А.К. Художественная культура и «новая критика» // Декоративное искусство. № 11. 1979. С. 23–25.
  6. Белохонов В. Н., Курманаевская Г. Л. Педагоги-художники Нижнетагильского государственного педагогического института. Нижний Тагил: НТГПИ, 1999. 58 с.
  7. Мельников Л. Пути развития культуры и искусства // Сезоны. Хроника российской художественной жизни : Ежегодник / ред.-сост. А. Сафарова. М.: Галерея «Времена года», 1995. С. 15–17.
  8. Манин В.С. О некоторых типологических свойствах советского искусства конца 50-х – начала 70-х годов // Советское искусствознание. Выпуск 2 : Сборник статей / редкол.: В.М. Полевой и др. М.: Советский художник, 1980. С. 5–40.
  9. Якимович А.К. Советское изобразительное искусство 1970-х – начала 1980-х годов // Советское искусствознание. Выпуск 19 : Сборник статей / редкол.: В.М. Полевой и др. М.: Советский художник, 1985. С. 29–64.