Пейзаж в творчестве уссурийского живописца Александра Ткаченко: преемственность и самобытность художественных традиций
Выпуск № 1 (28) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Александр Васильевич Ткаченко, отечественный дальневосточный пейзаж, уссурийская живопись, приморская живопись, изобразительное искусство Дальнего Востока России,

Как цитировать

Гутарёва Ю. И. Пейзаж в творчестве уссурийского живописца Александра Ткаченко: преемственность и самобытность художественных традиций // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 1 (28). С. 162-173. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.013.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена пейзажному творчеству уссурийского живописца Александра Васильевича Ткаченко — одного из ярких представителей дальневосточного советского и российского изобразительного искусства. Главная цель автора — рассмотреть творческие достижения мастера в пейзажном жанре в контексте общего развития отечественной живописи второй половины XX века и нашего времени. Главный акцент исследования — своеобразие художественного языка мастера, позволившего ему создать пейзажные произведения, возвысившие дальневосточный пейзаж и представляющие одну из ярких страниц в развитии отечественного регионального изобразительного искусства и на международной арене сопредельных территорий. На основе искусствоведческого анализа отдельных произведений пейзажного плана, относящихся к разным периодам творческого наследия мастера, изучаются особенности формирования стилистических особенностей творчества художника и осмысляется влияние на его творческое мировоззрение художественной и природной среды Дальнего Востока. Рассматриваются основные темы пейзажных композиций художника, в том числе отечественных дальневосточных (посвященных изображению ландшафтов Дальнего Востока России), подмосковных и зарубежных дальневосточных (отображающих виды близлежащих заграничных территорий Китая и Республики Корея). Автором анализируются особенности творческого метода художника, отмечается преемственность линии академической реалистической живописи и новые качественные характеристики, привнесенные им в развитие пейзажа Дальневосточного региона России, выявляется их роль в формировании традиций уссурийской живописи, представляющей яркую ветвь развития приморского изобразительного искусства. Вводятся новые и обобщаются уже известные факты творческой биографии художника, где дается оценка творческой деятельности живописца в развитии художественной жизни Приморья и Уссурийска в частности. Обобщая достижения А.В. Ткаченко в пейзажном жанре, которые и сегодня во многом определяют художественную самобытность российского дальневосточного пейзажа, динамично вводя его в пространство зарубежного Дальнего Востока, автор определяет их роль и значение в развитии отечественного регионального искусства современности.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.01.013
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Козлова Л.Г. Дальневосточное искусство: перспективы вдохновения // Изобразительное искусство Российской Федерации. Дальний Восток : художественный альбом / сост. и ред. К.Б. Кузьминых. Москва: Пранат, 2012. 291 с.
  2. Зотова О.И. Александр Ткаченко : каталог. Владивосток: ЗАО «ЛИТ», 2014. 200 с.
  3. Зотова О.И. Современное изобразительное искусство Дальнего Востока // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 4. С. 164–171.
  4. Зотова О.И. Уссурийская городская организация ВТОО «Союз художников России»: к вопросу об истории развития // Искусство Евразии. 2016. № 2 (3). С. 69–74. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.006
  5. Левданская Н.А. Условия формирования приморской школы изобразительного искусства в конце ХХ века // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 11 (91). С. 199–205.
  6. Гутарёва Ю.И. Ким Коваль. Цвет, освещенный солнцем // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 3. С. 16–27.
  7. Лобычев А. Уссурийск и далее везде // Лобычев А. Автопортрет с гнездом на голове: искусство Приморья на рубеже веков. Владивосток: Рубеж, 2013. С. 390–407.
  8. Кандыба В.И., Телешова О. Ким Коваль. Александр Ткаченко : каталог. Сеул: галерея «Корея», 1997. 20 с.
  9. 신항섭. 러시아우수리스크화가연맹초청전. 서울갤러리, 1996 [Син Хансоб. Приглашение на выставку Уссурийского Союза художников России. Сеул: Сеульская галерея, 1996. 20 с.].
  10. Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 125 с.
  11. Прантенко Н.А. Дальневосточный пейзаж в импрессионистическом искусстве Приморья // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2 (6). С. 23–24.
  12. Кац Л.М. Содержание понятия «своеобразие дальневосточной природы» в приморской искусствоведческой критике // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 1 (13). С. 33–35.
  13. Тимашева Л.Е. Коваль Ким Петрович: альбом репродукций. Л.: Художник РСФСР, 1979. 7 с.
  14. Кошелева Р.П. Певец российского дальневосточного пейзажа. Ким Коваль // Художник. 2010. № 2. С. 36–39.
  15. Ажимова Е. Первый профессиональный художник Приморья Василий Шешунов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 28–29.
  16. Хабарова М.В. Ким Петрович Коваль. Живопись : каталог. М.: Советский художник, 1987. 27 с.
  17. Зотова О.И. Владимир Серов: каталог. Владивосток: ЗАО «ЛИТ», 2015. 200 с.
  18. Романычева И.Г. Академическая дача. История и традиции. СПб.: Петрополь, 2009. 182 с.
  19. Лобычев А. Взгляд живописца: Ким Коваль // Лобычев А. Автопортрет с гнездом на голове: искусство Приморья на рубеже веков. Владивосток: Рубеж, 2013. С. 131–141.
  20. Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город, 2000. 632 с.
  21. Кандыба В.И. Концепция реализма Кирилла Шебеко // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2022. № 3 (12). С. 20–31.
  22. Даценко А.А. Комплектование коллекции произведений приморского искусства в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 104–111.