Репрезентация иконописи в экспозициях церковных музеев
Выпуск № 2 (25) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

религиозное искусство, иконопись, икона, церковный музей, ризница, культурное наследие,

Как цитировать

Кирьянова О. Г. Репрезентация иконописи в экспозициях церковных музеев // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 2 (25). С. 86-93. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.008.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена особенностям репрезентации иконописи в экспозициях музеев, созданных при религиозных организациях Русской православной церкви. За два последних десятилетия значительно возросло число музейных учреждений при религиозных организациях Русской православной церкви. Сегодня они представляют собой отдельный, активно развивающийся сегмент отечественной музейной сети. Реализация совместных с церковными институциями выставочных и просветительских проектов предполагает знакомство с существующими в этой среде практиками и принципами формирования экспозиций, которые во многом нестандартны. Эти практики касаются и вопроса экспонирования иконописи, особенно в конфессиональных музеях комплексного тематического профиля, а также военно-исторических и мемориальных. Данная проблематика ранее привлекала внимание искусствоведов и музеологов (Н.П. Железниковой, Е.А. Поляковой, П.С. Коваленко, Л.С. Алексеевой, Е.В. Волковой и других). Однако упомянутые исследования или отражают сугубо региональный опыт, или рассматривают всю совокупность экспонатов церковных музеев без обособления изобразительных памятников, или фиксируют экспозиционно-выставочные решения музеев светских. В данной статье впервые предпринята попытка охарактеризовать принципы включения иконописи в предметный ряд церковных экспозиций исходя из их тематического профиля. В основу работы лег метод включенного наблюдения, а также анализ информации на сайтах церковных музеев. Как констатирует автор, в музеях РПЦ нехудожественного профиля значение иконы как произведения изобразительного искусства вторично; иконопись презентуется как памятник религиозной культуры, вещественное свидетельство событий церковной истории, а также используется в качестве вспомогательных материалов для миссионерско-просветительской работы.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.02.008
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Смирнов С.К. Историческое описание Саввино-Сторожевского монастыря. М.: Типография В. Готье, 1860. 112 с.
  2. Полякова Е.А., Витовтова Г.И. Церковно-археологические учреждения России и их структурные подразделения во второй половине XIX – начале ХХ века // Мир науки, культуры и образования. 2014. № 5 (48). С. 256–261.
  3. Железникова Н.П. Православные традиции в региональном художественном наследии: дис. … канд. искусствоведения / Алтайский государственный университет. Барнаул, 2004. 246 с.
  4. Полякова Е.А., Лапин Е.С. Экспозиционная деятельность церковных музеев как пантекстуальный феномен в отражении православной культуры (на примере церковных музеев Западной Сибири) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2019. № 48. С. 118–124. https://doi.org/10.31773/2078-1768-2019-48-118-124
  5. Волкова Е.В. Церковное искусство в музейной раме: современные способы экспозиционного показа // Визуальная теология. 2020. № 1. С. 114–124. https://doi.org/10.34680/vistheo-2020-1-114-124
  6. Алексеева Л.С., Горбатов А.В. Деятельность церковных музеев Сибири по сохранению историко-культурного наследия // Вестник Томского государственного университета. 2018. № 32. С. 101–108. https://doi.org/10.17223/22220836/32/11