Реставрация силуэта «Император Николай I и кадет Бубнов»
Выпуск № 4 (23) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

реставрация, графика, силуэт, свинцовые белила, исторически значимая надпись, инкапсулирование, авторский замысел,

Как цитировать

Мамина Д. М. Реставрация силуэта «Император Николай I и кадет Бубнов» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 218-225. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.017.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

В статье представлено описание реставрации силуэта «Император Николай I и кадет Бубнов», переданного наряду с другими силуэтами в лабораторию научной реставрации графики из отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа. Композиция предмета состоит из бумажного силуэта в рамке золотого цвета, наклеенного на черный глянцевый фон, бумажную и картонную подложки. Данный силуэт передан в реставрацию из-за повреждений, имеющих тенденцию к развитию и неблагоприятных как для состояния сохранности бумаги-основы, так и для красочных слоев. Исследования бумаги позволили выявить визуально незаметный слой свинцовых белил на поверхности силуэта. В процессе реставрации была открыта исторически значимая надпись «Подарок Мейбаумъ 4. 28 августа 1835». Мы можем предположить, что надпись указывает на автора силуэта, воспитанника Первого кадетского корпуса Мейбаума, либо на его родственника, подарившего силуэт. С каждым элементом предмета проведены реставрационные мероприятия. Основная часть работ выполнена над бумажным силуэтом, имеющим не только пятна, но и разрывы вследствие деформации бумажной основы и картона. Особенностями оформления композиции после реставрации является инкапсулирование силуэта в полиэфирную пленку, предотвращающую взаимодействие свинцовых белил с воздухом, и крепление всех элементов конструкции по верхнему краю. После реставрации сохранен авторский замысел: инкапсулированный силуэт на черном глянцевом фоне, окаймленный рамкой золотого цвета, крепится к бумажной подложке.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.017
Читать полную версию

Благодарности

Автор благодарит О.С. Андрееву и М.А. Мешалкина, хранителей и научных сотрудников Государственного Эрмитажа, за консультации и исторические сведения о предмете реставрационной работы.

Библиографические ссылки

  1. Лузанов П.Ф. Августейшие кадеты и их участие в лагерных сборах военно-учебных заведений. СПб.: Тип. Т-ва «Общественная польза», 1902. 141 с.
  2. Савельева Е.К. Коллекции Юрьевичей и Васильчиковых: К истории создания и бытования // Материалы II Боголюбовских чтений Радищевского музея. Саратов: Ареал, 1998. С. 31–33. [Электронный ресурс]. URL: https://docplayer.com/56941117-Kollekcii-yurevichey-i-vasilchikovyh.html (дата обращения 05.11.2021).
  3. Dobrusskin S., Singer H., Banik G. Humidification with Moisture Permeable Materials // IADA preprints 1991: 7. Internationaler Kongreß der IADA, Tübingen, 26.-30. August, 1991. Copenhagen, Royal Danish Academy of Fine Arts, School of Conservation, 1991. P. 1–12.
  4. Rouchon V., Durocher B., Pellizzi E., Stordiau-Pallot J. The Water Sensitivity of Iron Gall Ink and its Risk Assessment // Studies in Conservation. 2009. № 54. Iss. 4. P. 236–254.
  5. Watkins S. Practical Considerations for Humidifying and Flattening Paper // The Book and Paper Group Annual. 2002. Iss. 21. P. 61–76.