Прикладное и станковое в гравюре на дереве
№ 1 (12) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

рисунок, графика, гравюра на дереве, ксилография, шрифты, миниатюра, инкунабулы, формшнайдеры, кляйнмайстеры,

Как цитировать

Верхоланцев М. М. Прикладное и станковое в гравюре на дереве // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 1 (12). С. 71-91. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Европейская графика, как и все изобразительное искусство, всегда стремилась к станковости, к максимальному освобождению от пут прикладничества (Вильям Моррис с его идеями внедрения искусства в промышленность – редкое исключение). Станковая графика в Европе так и называется «Freigraphik», то есть свободная, вольная графика. Русское искусство, напротив, долго оставалось в рамках восточных традиций декоративной двухмерности. Только после реформ патриарха Никона русское изобразительное искусство бросилось догонять «западный прогресс», давно устремившийся к веризму и фотографии. Именно плоскостной подоплекой русской графики и объясняется популярность в России гравюры на дереве. Ксилография, даже репродукционная, имитировавшая в XIX веке фотографическую трехмерность, упрямо вцепившись в плоскость листа, не давала разыграться духу станковости. Начало XX века вернуло ксилографию на плоскость листа, а эстетику репродукционной гравюры сочло безнадежным анахронизмом. Художник – гравер или резчик, столкнувшийся с технологическими особенностями гравирования на дереве, поневоле умнеет как художник, выбирая оптимальный путь достижения цветовой и линейной выразительности. Европейское книгопечатание целиком обязано гравюре на дереве. Подвижные литеры суть маленькие гравюры на дереве, ныне отливаемые в металле, но бывшие когда-то вырезаемы на единой доске. Еще один пример упрямого устремления ксилографии к утилитарности – это попытка уже в XVI веке употреблять ее как репродукцию живописи. В статье упоминается об изобретении кьяроскуро Уго да Карпи. Следует обратить внимание на то, что именно прикладники – ювелиры, витражисты и архитекторы XVI века широко использовали ксилографию как средство репродуцирования и широкой популяризации своих идей и изобретений. Удивительно, что эти гравюры-чертежи в наше время воспринимаются как чисто станковые произведения. Многие из авторов этих гравюр упомянуты в публикации. Художники нашего времени заметили, что гравированная или нарезанная доска гораздо красивее оттиска с нее. Это явление натолкнуло на мысль украшать громадными ксилографиями интерьеры. Так ксилография вторглась в архитектуру. В этом и состоит парадокс: ксилография большого формата, казалась бы, должна быть идеально станковой, но нет, она сохраняет за собой функции прикладничества.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.006

Библиографические ссылки

  1. Бежин Л.Е. Ду Фу. – М.: Молодая гвардия, 1987. – 272 с.
  2. Верхоланцев М.М. Добродетели и пороки. – М., 2012.
  3. Заболотских Б.В. Русская гравюра. – М.: Издательство «АУТОПАН», 1993. – 240 с.
  4. Кранахи. Между Ренессансом и маньеризмом. – М.: Арт-Волхонка, 2016. – 256 с.
  5. Маркин Ю.П. Экспрессионисты: Живопись. Графика. – М.: АСТ; Астрель; ВЗОИ, 2004. – 335 с.
  6. Масютин В. Гравюра и литография. – М.; Берлин: Книгоиздательство «Геликон», 1922. – 133 с.
  7. Остроумова-Лебедева А.П. Автобиографические записки. – Ленинград, Москва: Государственное издательство «Искусство», 1945. – 192 с.
  8. Франс А. Суждения аббата Жерома Куаньяра». – М.: Гослитиздат, 1958.
  9. Чувашев Ю.И. Европейская ксилография XV-XVI веков: учебное пособие. – М.: Московский государственный университет печати, 2006. – 127 с.
  10. Шедевры европейской графики из собрания В.Н. и Н.В. Басниных. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. – М.: Издательство «Красная площадь», 2010. – 432 с.
  11. Шматов В. Ф. Искусство книги Франциска Скорины. – М.: Издательство «Книга», 1990. – 207 с.
  12. Kristeller P. Gravures sur bois: Illustrations de la Renaissance Florentine. – Paris, L. Aventurine, 1996. – 90 p.
  13. Polo d'Ambrosio L., Bordin G. Le livre d'Or du corps humain, anatomie et symbols. – Milan, Mondadori Electa S.p.A., 2015.
  14. Preiss P. Panor?ma man?rismu: Kapitoly o um?n? a kultu?e 16. stolet?. – Praga, Odeon, 1974. – 397 s.
  15. Stukenbrock Ch., Topper B. Meisterwerke der europ?ischen Malerei. – K?ln, K?nemann 1999. – 1007 p.
  16. Swiss painting: from the Middle Ages to the dawn of the twentieth century / Florens Deuchler, Marcel Roethlisberger, Hans Luthy; [English translation by James Emmons]. – Geneva: Skira; New York: Rizzoli, 1976. – 197 p.
  17. Zeichnungen altdeutscher Meister Duererszeit. – Dresden, Verlag Ernst Arnold, 1924.