Буддийские коллекции Урала: история и современность
№ 4 (15) 2019 "Искусство Евразии", научный журнал об искусстве.
PDF
PDF

Ключевые слова

буддийское искусство, скульптура, бронза, тханка, Урал, региональные музейные собрания России,

Как цитировать

Деменова В. В. Буддийские коллекции Урала: история и современность // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2019. № 4 (15). С. 278-286. URL: https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.019.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена музейным и частным собраниям буддийского искусства на Урале как особому феномену в истории отечественной и региональной культуры. Указаны основные музейные институции (среди них Екатеринбургский музей изобразительных искусств, Челябинский музей изобразительных искусств, Свердловский областной краеведческий музей, частные коллекции А.В. Глазырина и О.П. Малахова), проанализирован их состав и особенности формирования в ХIХ–ХХ вв. Выделены два основных источника попадания буддийской бронзы на Урал в течение последних двух веков: собрания купечества и промышленников и «репрессированная» бронзовая скульптура, привезенная в регион во время Великой Отечественной войны.

https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.04.019

Библиографические ссылки

  1. Деменова В.В. Буддийская бронза в коллекции Екатеринбургского музея изобразительных искусств: проблемы атрибуции // Известия Уральского федерального университета. Сер. 2, Гуманитарные науки. – 2015. – № 2 (139). – С. 15-23.
  2. Деменова В.В., Ильичев Д.В. Буддийская скульптура школы Долоннор в собрании Челябинского государственного музея изобразительных искусств // Седьмые Доржиевские чтения. Буддийская культура: история, источниковедение, языкознание и искусство. Буддизм и современный мир : материалы конференции, Улан-Удэ, 6-8 июля 2016 года / Гл. ред. И.В. Кульганек, науч. ред. Ю.В. Болтач. – Санкт-Петербург: Свое издательство, 2018. – С. 126-133.
  3. Елихина Ю.И. «Обитель милосердия». Искусство тибетского буддизма: каталог выставки. – СПб.: Издательство Государственного Эрмитажа, 2015. – 510 с.
  4. Иванов Д.В. Петр Симон Паллас и формирование первых буддийских коллекций в России // Из века Екатерины Великой. Путешествия и путешественники: Материалы XIII Царскосельской научной конференции. СПб.: ГМЗ «Царское Село», 2007. – С. 186-195.
  5. Микитюк В. П., Мосунова Т.П., Неклюдов Е.Г. Род Поклевских-Козелл. – Екатеринбург: Сократ, 2014. – 367 с.
  6. Мосунова Т.П. Дворянский род уральских промышленников Поклевских-Козелл // Уральский родовед. – 1996. – Вып.1. – С. 74-86.
  7. Свой Восток. Буддийское искусство XIV–XX веков из музейных и частных собраний: научный каталог выставки в Екатеринбургском музее изобразительных искусств. – Екатеринбург: ЕМИИ, 2018. – 112 с.
  8. Современное буддийское искусство: традиции и инновации : сборник статей II Международного научного симпозиума, 4-6 августа 2017 г., Улан-Удэ / Отв. ред. В.В. Деменова. – Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2019. – 216 с.
  9. Хазов А.А. Бронза буддийских реликвий и уральский металл победы // Буддизм Ваджраяны в России: Исторический дискурс и сопредельные культуры / Отв. ред. Е.В. Леонтьева; сост. В.М. Дронова. – М.: Алмазный путь, 2013. – С. 460-465.