Научная конференция «Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м» в РАХ

Советское искусство

До 15 апреля 2022 года открыт прием заявок на участие в научной конференции «Советское искусство на переломе: от 1960-х к 1980-м. К 60-летию выставки “30 лет МОСХ” в московском “Манеже”», которая состоится 2 июня 2022 года в Российской академии художеств.

Отделение искусствознания и художественной критики Российской академии художеств и Московское отделение ВТОО «Союз художников России» приглашают историков искусства, арт-критиков, художников, философов, сотрудников музеев принять участие в работе научной конференции.

Заседание пройдет в смешанном формате: в Белом зале Российской академии художеств (Москва, Пречистенка, 21) и онлайн на платформе ZOOM. Предполагается проведение прямой трансляции заседания на YouTube-канале РАХ.

Шестидесятники, которых часто называют «детьми XX съезда КПСС» и поколением «оттепели», сыграли решающую роль в судьбе России второй половины XX – начала XXI веков. Поколение интеллигенции, родившееся между 1922–1940 годами, внесла в жизнь и культуру страны порыв к свободе, приверженность гуманизму и демократии, стремление построить в Стране Советов «социализм с человеческим лицом». В ряду таких незабываемых событий культурной жизни России, как знаменитые поэтические вечера в Политехническом музее, рождение театра «Современник» О. Ефремова и «Театра на Таганке» Ю. Любимова, расцвет авторской песни Б. Окуджавы, В. Высоцкого, Ю. Визбора, стоит и зарождение в изобразительном искусстве «сурового стиля», ярко проявившее себя на знаковой для 1960-х годов выставке в московском «Манеже», посвященной 30-летию МОСХ.

Цель конференции – обсуждение фундаментальных проблем развития изобразительного искусства России во второй половине XX – начала XXI веков, определение места творческого наследия художников-шестидесятников разных направлений в истории страны.

Основные темы конференции

  • Историческое значение выставки 1962 года «30 лет МОСХ» в Центральном выставочном зале «Манеж» в контексте российской и мировой культуры.
  • Новое изобразительное мышление в творчестве ведущих мастеров поколения «оттепели» и традиции 1920–1930-х годов.
  • Философские, социальные, исторические и художественные истоки движения шестидесятников в 1950–1960-е годы.
  • Новая образность и разнообразие стилистических течений в отечественном искусстве 1950–1980-х годов. Взаимовлияние разных видов искусства: театра, кино, литературы, музыки, архитектуры, изобразительного творчества и комплексное исследование искусства в 1960–1980-х годах художественной критикой.
  • Художники-шестидесятники и отечественный андеграунд 1950–1990-х годов: притяжение и отталкивание.
  • Студия Элия Белютина «Новая реальность» под критикой Н.С. Хрущева и формирование неофициального искусства.
  • Творчество и личность ведущих художников второй половины XX века: П. Никонова, А. Васнецова, Э. Неизвестного, Д. Жилинского, В. Попкова, С. и А. Ткачевых, З. Церетели, Е. Зверькова, А. Тутунова, В. Иванова, братьев Смолиных, А. Пологовой, Д. Митлянского и других, их влияние на поколение художников 1970–1980-х годов.
  • Шестидесятники и обновление Российской академии художеств в конце 1980–2000-х годов.

Публикация

По материалам конференции планируется издание в 2022 году коллективной научной монографии.

Заявки

Заявку на участие просьба присылать до 15 апреля 2022 года по адресу art-rah@mail.ru или mail@mocx.su; текст доклада для редактирования и подготовки к печати после подтверждения Вашего участия — до 20 мая 2022 года.

В заявке должна содержаться следующая информация:

  • ФИО участника (полностью);
  • место работы, занимаемая должность, ученые степень и звание;
  • адрес электронной почты и контактный телефон;
  • краткие тезисы доклада (до 700 печатных знаков);
  • предполагаемый формат участия (очный или онлайн).

Возможно очное, онлайн и заочное участие в конференции.

Памятка для авторов

Статья представляется в электронном виде (шрифт – Times New Roman, кегль – 14), объем – до 25.000 знаков без пробелов.

Фамилия, имя и отчество автора, должность и место работы, ученые степень и звание (если есть) указываются перед названием статьи. Затем дается аннотация (5–6 предложений) и ключевые слова.

Количество предоставляемых иллюстраций – не более 7–8 в формате jpg с разрешением 300 dpi.

Библиографические ссылки помещаются в конце статьи в алфавитном порядке. При этом сквозная нумерация не ставится. Соответственно, в тексте ссылка на источник будет выглядеть следующим образом: в квадратных скобках [1, c. 10], где первая цифра – номер в библиографическом списке, а вторая – номер страницы.

В конце статьи следует дать на английском языке:

  • имя автора,
  • ученые степень и звание, должность автора, место работы,
  • название статьи,
  • аннотация,
  • ключевые слова.

 

Российская академия художеств