Аннотация
Статья посвящена пейзажному творчеству уссурийского живописца Александра Васильевича Ткаченко — одного из ярких представителей дальневосточного советского и российского изобразительного искусства. Главная цель автора — рассмотреть творческие достижения мастера в пейзажном жанре в контексте общего развития отечественной живописи второй половины XX века и нашего времени. Главный акцент исследования — своеобразие художественного языка мастера, позволившего ему создать пейзажные произведения, возвысившие дальневосточный пейзаж и представляющие одну из ярких страниц в развитии отечественного регионального изобразительного искусства и на международной арене сопредельных территорий. На основе искусствоведческого анализа отдельных произведений пейзажного плана, относящихся к разным периодам творческого наследия мастера, изучаются особенности формирования стилистических особенностей творчества художника и осмысляется влияние на его творческое мировоззрение художественной и природной среды Дальнего Востока. Рассматриваются основные темы пейзажных композиций художника, в том числе отечественных дальневосточных (посвященных изображению ландшафтов Дальнего Востока России), подмосковных и зарубежных дальневосточных (отображающих виды близлежащих заграничных территорий Китая и Республики Корея). Автором анализируются особенности творческого метода художника, отмечается преемственность линии академической реалистической живописи и новые качественные характеристики, привнесенные им в развитие пейзажа Дальневосточного региона России, выявляется их роль в формировании традиций уссурийской живописи, представляющей яркую ветвь развития приморского изобразительного искусства. Вводятся новые и обобщаются уже известные факты творческой биографии художника, где дается оценка творческой деятельности живописца в развитии художественной жизни Приморья и Уссурийска в частности. Обобщая достижения А.В. Ткаченко в пейзажном жанре, которые и сегодня во многом определяют художественную самобытность российского дальневосточного пейзажа, динамично вводя его в пространство зарубежного Дальнего Востока, автор определяет их роль и значение в развитии отечественного регионального искусства современности.
Библиографические ссылки
- Козлова Л.Г. Дальневосточное искусство: перспективы вдохновения // Изобразительное искусство Российской Федерации. Дальний Восток : художественный альбом / сост. и ред. К.Б. Кузьминых. Москва: Пранат, 2012. 291 с.
- Зотова О.И. Александр Ткаченко : каталог. Владивосток: ЗАО «ЛИТ», 2014. 200 с.
- Зотова О.И. Современное изобразительное искусство Дальнего Востока // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 4. С. 164–171.
- Зотова О.И. Уссурийская городская организация ВТОО «Союз художников России»: к вопросу об истории развития // Искусство Евразии. 2016. № 2 (3). С. 69–74. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2016.02.006
- Левданская Н.А. Условия формирования приморской школы изобразительного искусства в конце ХХ века // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 11 (91). С. 199–205.
- Гутарёва Ю.И. Ким Коваль. Цвет, освещенный солнцем // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2020. № 3. С. 16–27.
- Лобычев А. Уссурийск и далее везде // Лобычев А. Автопортрет с гнездом на голове: искусство Приморья на рубеже веков. Владивосток: Рубеж, 2013. С. 390–407.
- Кандыба В.И., Телешова О. Ким Коваль. Александр Ткаченко : каталог. Сеул: галерея «Корея», 1997. 20 с.
- 신항섭. 러시아우수리스크화가연맹초청전. 서울갤러리, 1996 [Син Хансоб. Приглашение на выставку Уссурийского Союза художников России. Сеул: Сеульская галерея, 1996. 20 с.].
- Кандыба В.И. Художники Приморья. Л.: Художник РСФСР, 1990. 125 с.
- Прантенко Н.А. Дальневосточный пейзаж в импрессионистическом искусстве Приморья // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2 (6). С. 23–24.
- Кац Л.М. Содержание понятия «своеобразие дальневосточной природы» в приморской искусствоведческой критике // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2011. № 1 (13). С. 33–35.
- Тимашева Л.Е. Коваль Ким Петрович: альбом репродукций. Л.: Художник РСФСР, 1979. 7 с.
- Кошелева Р.П. Певец российского дальневосточного пейзажа. Ким Коваль // Художник. 2010. № 2. С. 36–39.
- Ажимова Е. Первый профессиональный художник Приморья Василий Шешунов // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2009. № 2. С. 28–29.
- Хабарова М.В. Ким Петрович Коваль. Живопись : каталог. М.: Советский художник, 1987. 27 с.
- Зотова О.И. Владимир Серов: каталог. Владивосток: ЗАО «ЛИТ», 2015. 200 с.
- Романычева И.Г. Академическая дача. История и традиции. СПб.: Петрополь, 2009. 182 с.
- Лобычев А. Взгляд живописца: Ким Коваль // Лобычев А. Автопортрет с гнездом на голове: искусство Приморья на рубеже веков. Владивосток: Рубеж, 2013. С. 131–141.
- Манин В.С. Русская пейзажная живопись. М.: Белый город, 2000. 632 с.
- Кандыба В.И. Концепция реализма Кирилла Шебеко // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2022. № 3 (12). С. 20–31.
- Даценко А.А. Комплектование коллекции произведений приморского искусства в собрании Приморской картинной галереи // Гуманитарные исследования в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке. 2013. № 2. С. 104–111.