Художественная «орбита» Булата Галеева в Казани 1960–1980-х годов
Выпуск № 3 (26) 2022 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

синтез искусств, живопись, СКБ «Прометей», Булат Галеев, К. Васильев, А. Аникеёнок, Н. Альмеев, В. Колейчук, О. Соколов, цветомузыка,

Как цитировать

Ахметова Д. И. Художественная «орбита» Булата Галеева в Казани 1960–1980-х годов // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 3 (26). С. 74-83. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.006.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Статья посвящена экспериментам в искусстве, интерес к которым в СССР возобновился в период оттепели; в частности синтезу музыки и визуального искусства. Особое внимание уделяется организатору исследований и творчества в данном направлении, основателю казанского НИИ «Прометей» Булату Галееву, который одним из первых в стране заинтересовался историей беспредметного искусства синестетического характера, сделав его объектом научного исследования, обсуждения, введя в культурный контекст, объединив тех, кто создавал новое искусство. Анализируется его тесное сотрудничество с рядом художников того периода: Константином Васильевым, Алексеем Аникеёнком и Надиром Альмеевым. Показано тесное сотрудничество Н. Альмеева с «Прометеем» на протяжении нескольких лет: создание иллюстраций к книгам и визуального наполнения цветомузыкальных фильмов.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.006
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Галеев Б.М. Полифоническое мышление в искусстве // Галеев Б.М. Искусство космического века (Избранные статьи). Казань: Фэн, 2002. С. 146–159.
  2. Галеев Б.М. Человек, искусство, техника: Проблема синестезии в искусстве. Казань: Изд-во Казанского ун-та, 1987. 263 с.
  3. Галеев Б.М. Содружество чувств и синтез искусств. М.: Знание, 1982. 63 с.
  4. Галеев Б.М. Светомузыка: становление и сущность нового искусства. Казань: Таткнигоиздат, 1976. 272 с.
  5. Галеев Б.М. Светомузыка в системе искусств. Казань: КГК, 1991. 88 с.
  6. Галеев Б.М. Феномен “чуда” и новые виды искусства эпохи НТР // Философские науки. 2006. № 1. С. 70–80.
  7. Ванечкина И.Л. Булат Галеев — теоретик и практик новых форм аудоизуального синтеза // Галеевские чтения : материалы международной научно-практической конференции / ред.-сост. И.Л. Ванечкина. Казань: Издательство Казанского государственного технического университета, 2012. С. 21–38.
  8. Серегина А.А., Музыченко В.А., Родин М.Н. Поиск взаимосвязи современного российского медиаискусства и советского кинетического искусства // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА. 2022. № 1–2. С. 80–86. https://doi.org/10.37485/1997-4663_2022_1_2_80_86.
  9. Нигматуллина Ю.Г. Вклад Булата Галеева в комплексное изучение художественного творчества // Tatarica. 2020. № 2 (15). С. 105–117. https://doi.org/10.26907/2311-2042-2020-15-2-105-117.
  10. Галеев Б.М. Философские проблемы светомузыкального синтезирования как формы отражения действительности: дис. … канд. филос. наук. Казань, 1973. 200 с.
  11. Галеев Б.М. Проблема синестезии в искусстве: философско-эстетический анализ: дис. … докт. филос. наук. Казань, 1985. 384 с.
  12. После «оттепели». Искусство 1970–1980-х годов. Каталог выставки «После “оттепели”. Искусство 1970–1980-х годов» (24 мая 2018 – 9 сентября 2018) / сост. Д.И. Ахметова. Казань: Изд-во «Заман», 2020. 144 с. URL: https://izo-museum.ru/upload/files/posle-ottepeli.pdf (дата обращения 13.11.2021).
  13. Планета Галеев: Статьи. Воспоминания. Документы / ред.-сост. И.Л. Ванечкина. Казань: Казан. гос. консерватория, 2010. 420 с.
  14. Галеев Б.М. Поющая радуга. Рассказы о светомузыке и светомузыкантах. Казань: Татарское книжное изд-во, 1980. 120 с.
  15. Галеев Б.М. Советский Фауст (Лев Термен — пионер электронного искусства). Казань: [б. и.], 1995. 96 с.