Аннотация
В статье затрагивается тема одного из вариантов формирования модернистких абстрактных и тяготеющих к абстракции форм творчества. Рассматривая подходы и характер деятельности одного из наиболее интересных художников Свердловска/Екатеринбурга Вениамина Степанова, автор проводит параллели эстетических предпочтений, характера его художественного видения в области дизайна, монументально-декоративного искусства, графики и станковой скульптуры. Сформировавшийся в период трансформации подходов в художественном творчестве, проникновении в страну общемировых тенденций в области искусства художник оказался, в том числе в силу своего характера, на передовой возрождающейся системы дизайнерского образования и творчества. Уникальное сочетание дизайнерского, структурного мышления, силы восприятия, свойственной художникам монументалистам, великолепного чувства материала и внутренней свободы позволили Вениамину Степанову на всём протяжении творческого пути находиться в сфере нового, востребованного и до сих пор актуального искусства. Рассмотрение на равных различных сфер художественной деятельности — скульптуры, графики и дизайна, который часто вообще выводят за пределы художественного поля, — позволяет определять их как единую составляющую, сформировавшую оригинального и разностороннего художника.
Благодарности
Автор благодарит за предоставленные фотографии Издательский дом «Автограф» и лично Виктора Ивановича Реутова.
Библиографические ссылки
- Галеева Т.А. Скандал на улице Сурикова, 31 . Свердловские неформалы в 1987 году // Вестник Уральского отделения РАН. 2012. № 1 (39). С. 135–148.
- Галеева Т.А. Альтернативные художественные практики позднего социализма и эпохи перестройки в регионах России: случай Свердловска/Екатеринбурга // 千葉大学大学院人文社会科学研究科研究プロジェクト報告書 [Отчеты об исследовательском проекте Высшей школы гуманитарных и социальных наук Университета Тиба]. Вып. 313. Тиба: Высшая школа гуманитарных и социальных наук, Университет Тиба, 2017. С. 7–20. URL: https://opac.ll.chiba-u.jp/da/curator/103062/S18817165-313-P007-GAL.pdf
- Галеева Т.А. Современное искусство Екатеринбурга. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 2017. 76 с.
- Алексеев Е.П., Черепов В.А., Ярков С.П. Памятники монументального искусства Свердловской области. Екатеринбург: Сократ, 2008. 152 с.
- Бойцова Т.И. Социокультурный аспект художественной жизни российских регионов 1990-х годов. Традиции и новая культурная парадигма // Трансформация старого и поиски нового в культуре и искусстве 90-х годов XX века : материалы научной конференции / ред. С.Н. Левандовский. Санкт-Петербург: Рейвснаб, 2020. С. 39–45.
- Levy R. Design Education: Time to Reflect // Design Issues. 1990. Vol. 7, № 1. С. 42–52. https://doi.org/10.2307/1511470
- Власов В.Г. Объект, предмет, вещь: симулякры предметного творчества и беспредметного искусства. Исследование соотношения понятий. Часть 2. Вещный мир и его проекция в дизайне // Архитектон: Известия вузов. 2019. № 4 (68). URL: http://archvuz.ru/2019_4/20/
- Павел Филонов и его школа / сост.: Е. Петрова, Ю. Хартен. Köln: DuMont, 1990. 343 с.
- Пастернак Б.Л. Замечания к переводам из Шекспира // Пастернак Б.Л. Об искусстве. М.: Искусство, 1990. С. 175–191.
- Топоров В.Н. Исследования по этимологии и семантике. Том 1. Теория и некоторые частные ее приложения. М.: Языки славянских культур, 2004. 814 с.
- Вениамин Степанов. Графика. Скульптура : каталог выставки. Екатеринбург: Автограф, 2012. 48 с.
- Вениамин Степанов. Живопись, графика. Екатеринбург: Автограф, 2008. 333 с.