Город будущего «Пешеград» Льва Эппле: восприятие и оценки современников
Выпуск № 3 (26) 2022 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

творчество Л.А. Эппле, Пешеград, культурная жизнь Свердловска 1970-х годов, Б.С. Рябинин, Б.А. Дижур, С.А. Герасимов,

Как цитировать

Алексеев Е. П. Город будущего «Пешеград» Льва Эппле: восприятие и оценки современников // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2022. № 3 (26). С. 52-63. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье анализируется общественная реакция на архитектурный проект «Пешеград» Л.А. Эппле на основе документов из частных архивов и публикаций в советской прессе. Яркая идея самодеятельного зодчего вызвала интерес у многих представителей отечественной культуры. В 1970-х годах о «Пешеграде» писали Б.С. Рябинин и Б.А. Дижур, проект поддержали художники Д.А. Шмаринов и В.Ф. Дьяченко, профессиональные архитекторы И.М. Смоляр, Г.И. Дубровин, О.Л. Вольхин. Кинорежиссер Б.Д. Галантер рассказал об идеи Эппле в фильме «Там, где твой дом» (1971), а в киноповести С.А. Герасимова «Любить человека» (1972), героями которой стали архитекторы того времени, титры идут на фоне проекта города будущего. Пешеград — детище своего времени, в нем ясно отражается культура начала шестидесятых с их «оттепельной» свободой и иллюзиями. Большинство современников воспринимали идеи Эппле не столько как рациональную градостроительную концепцию, сколько как протест против серости и бюрократии, культурной ограниченности и бездуховности.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.03.004
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Богуславская О. Пешеград — не утопия // На смену! 1973. 5 декабря.
  2. Дижур Б. Пешеград // Урал. 1970. № 11. С. 96–109.
  3. Корниенко И. По паркам Пешеграда // Советский журналист (Учебная газета факультета журналистики УрГУ). 1978. 8 декабря.
  4. Город, где мы живем. Архитектура и человек, город и природа. [Беседы писателя Б.С. Рябинина с архитекторами Г.И. Белянкиным и А.Б. Фишзоном, биологом В.Н. Большаковым, художником Л.А. Эппле]. Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1981. 221 с.
  5. Алексеев Е.П., Черепов В.А. Лев Эппле. М. – Екатеринбург: Кабинетный ученый, 2017. 304 с.
  6. Горбачёва Н.Ф. На палитре памяти: Время, художники, выставки : Сборник статей. Екатеринбург: [б. и.], 1996. 102 с.
  7. Гутнов А.Э., Глазычев В.Л. Мир архитектуры. Лицо города. М.: Молодая гвардия, 1990. 352 с.
  8. Письмо Л.А. Эппле С.А. Герасимову, 28 марта 1972 г. // Российский государственный архив литературы и искусства (РГАЛИ). Ф. 3055. Оп. 1. Д. 542.