Аннотация
В хорошо представленном в научном дискурсе творчестве уральского художника Миши Шаевича Брусиловского (1931–2016) есть работа, незаслуженно обойденная как историками искусства, так и художественной критикой. Это «Групповой портрет бригады кузнецов УЗТМ» 1977 года. Авторы статьи описывают опыт актуализации полотна для экспозиционных, воспитательных, фандрайзинговых (проектных) целей и трудности их достижения. Фиксируется противоречие — живописное полотно маститого автора явно заслуживает более активного изучения и экспонирования, но эти процессы затруднены состоянием картины (экспертами оценивается как предаварийное) и правами обладания (корпоративный музей). Использован историко-описательный и монографический методы, приводятся результаты социологического исследования зрительского опыта взаимодействия с картиной на «Ночи музеев» в 2018 году. Впервые опубликована история возвращения картины в музейную среду, фотография из мастерской М.Ш. Брусиловского, где позируют прототипы героев полотна, описана методика актуализации наследия «индустриального искусства» советского периода на примере «Группового портрета бригады кузнецов УЗТМ»: сбор исторических сведений, воспоминаний, проект учащихся школы искусств, партисипаторное проектирование экспозиции с участием студентов вуза, публикации в СМИ, фандрайзинг.
Библиографические ссылки
- Алексеев Е.П. Картина Г. Мосина и М. Брусиловского «1918 год»: анализ художественной системы // Известия Уральского федерального университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2013. № 1 (111). С. 55–69.
- Алексеев Е.П. Принадлежность к миру огневой работы: художники на уральских заводах XVIII – начала XXI в. // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2017. № . 27. С.192–206.
- Алексеев Е.П. Этюд судьбы, этюд эпохи: из бесед с Ираидой Семеновной Нечкиной-Финкельштейн // Известия Уральского государственного университета. Серия 2. Гуманитарные науки. 2006. Т. 47. № 12. С. 328–342.
- Брусиловский М.Ш. «Лучше быть лохом на Урале, чем преуспевать в Париже» // Культура Урала. 2016. № 5. С. 56–57.
- Брусиловский Миша Шаевич: художник-живописец // Екатеринбургская галерея современного искусства / сост. Т.А. Пумпянская, Б.И. Салахов, Е.А. Хотинова. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2012. С. 40–43.
- Булавин В.С., Ионин Д.М., Павловский Б.В. Художники и Уралмаш: альбом. Ленинград: Художник РСФСР, 1983. 160 с.: ил.
- Галеева Т. А. Мудрец, визионер, насмешник. Мастер // Культура Урала. 2016. № 5. С. 51–55.
- Горбовец Л.О. «Библейские сюжеты» Брусиловского и «символы» Шнитке: пересечение миров // Постмодернизм: взгляд изнутри. Статьи, заметки, размышления. – Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. С. 11–15.
- Горбовец Л.О. О живописи Брусиловского // Постмодернизм: взгляд изнутри. Статьи, заметки, размышления. Екатеринбург: Уральский федеральный университет, 2016. С. 48–74.
- Земцова И.В. Принципы художественной образности в творчестве художников «Еврейского Возрождения» // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2008. № 74-1. С. 187–190.
- История одного портрета. Картина М. Брусиловского «Групповой портрет бригады кузнецов УЗТМ» // Веси. 2019. № 6. С.40–42.
- Миша Брусиловский: уральский художник // Уральский характер: люди-звёзды / сост. М. Чеботаева. Екатеринбург: Уральский рабочий, 2014. С. 16–19.
- Фионова Е. Миша Брусиловский: автор выставки «Ural Art: Интерьерные решения», художник с мировым именем рассказал, почему работы, созданные двадцать лет назад, увидели свет только сейчас // Екб.Собака.ru. 2013. № 6. С. 48–49.
- Шарко Г.А. Внутреннее противостояние (к выставке уральских художников) // Эрнст Неизвестный и нонконформизм в искусстве СССР: круглый стол к 90-летию со дня рождения Э.И. Неизвестного, Екатеринбург (8 апреля 2015 г.). Екатеринбург: Kvadrat, 2015. С. 84–92.
- Шаталов А. Этнография и совриск // Новое время. 2016. № 38 (426). С. 56–59.
- Эпштейн М.Н. Творческие перепутья: русско-еврейское // Звезда. 2015. № 1. С. 219–244.