Аннотация
В статье анализируются основные этапы творчества ряда известных российских художников-авангардистов на примере работ из Екатеринбургского музея изобразительных искусств. Характеризуются ключевые моменты биографий, сложность условий творчества в раннесоветский период, трансформации тематики и стиля произведений. Делается вывод о том, что те художники-авангардисты, кто остался в СССР, были сломлены. Однако одни из них смогли приспособиться к новым сложным условиям и стали «советскими художниками», другие, сохранившие свое творческое кредо, подвергались жесткой критике и находились в «духовной оппозиции». В то же время нельзя сказать, что трансформации, которые претерпело искусство бывших авангардистов, во всех случаях вели к творческому упадку. Несмотря на все сложности, многими из них были созданы значительные произведения в русле реализма.
Библиографические ссылки
- Горнунг О.А. ЕМИИ (Екатеринбургский музей изобразительных искусств) // Энциклопедия русского авангарда. Авторы-составители В.И. Ракитин, А.Д. Сарабьянов. Том III. Книга 1. М.: Глобал Эксперт энд Сервис Тим, 2014. С. 193–195.
- Максименков Л. Портрет художника в чекистском интерьере // Огонёк. 2020. № 51 (от 28.12.2020). С. 39. URL: https://www.kommersant.ru/doc/4625458
- Малевич о себе. Современники о Малевиче. Письма. Документы. Воспоминания. Критика. В 2-х тт. Т.1. / Авторы-составители И. Вакар, Т. Михиенко. М.: RA, 2004. 584 с.
- Осмёркин: Размышления об искусстве. Письма. Критика. Воспоминания современников / Сост. и общ. ред. А.Ю. Никича. Москва: Советский художник, 1981. 399 с.
- Семенова Н.Ю. Лабас. М.: Молодая гвардия, 2013. 252 с.
- Удальцова Н.А. Жизнь русской кубистки. М.: RA, 1994. 212 с.
- Уральский М. Немухинские монологи (Портрет художника в интерьере). М.: Бонфи, 1999. 184 с.