Традиции дальневосточного ювелирного искусства в костюме народов Амура в XIX – начале XX века
Выпуск № 4 (23) журнала «Искусство Евразии»
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

ювелирные украшения, тунгусо-маньчжурские народы, традиционная культура, музейные собрания, фондовые коллекции, семантика украшений,

Как цитировать

Панкратьева Н. А. Традиции дальневосточного ювелирного искусства в костюме народов Амура в XIX – начале XX века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 4 (23). С. 158-169. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.012.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

Ювелирные украшения народов Амура — это важный элемент традиционной культуры, сформировавшийся под влиянием эстетических идеалов и являющийся отражением общности тунгусо-маньчжурского мира. Несмотря на обширность территорий и появление в XIX веке новых политических границ, семантика ювелирных украшений традиционного костюма была понятна и аборигенному населению Уссурийского края, и урбанизированному слою маньчжуров, освоивших города цинского Китая. Исследование базируется на предметах из фондовых коллекций Музея истории Дальнего Востока имени В.К. Арсеньева, часть которых ранее не представлялась широкому зрителю. Сегодня именно музейные собрания, сформированные в XIX – первой половине XX века, стали базой для изучения технологии и семантики ювелирных украшений народов Дальнего Востока. При производстве ювелирных изделий, бытовавших среди коренных малочисленных народов Дальнего Востока, использовались самые разнообразные технологии, и от их сложности зависело место производства. Это были или профессиональные ювелирные мануфактуры маньчжурского Китая, или нанайские и удэгейские мастера, работавшие в стойбищах. И в данном контексте можно говорить о широких торговых связях, существовавших благодаря обороту ювелирных изделий. Долговечность материалов, использовавшихся при создании произведений ювелирного искусства, стала важным фактором преемственности культурных парадигм при смене поколений. Комплекс украшений, сложившийся на Дальнем Востоке в Средние века, просуществовал несколько столетий, пережил череду государственных образований и сохранился до XX века, пока цивилизационный слом не вытеснил традиционный уклад жизни охотников и рыболовов вместе с костюмом из повседневного использования.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.04.012
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Арсеньев В.К. Китайцы в Уссурийском крае. Хабаровск: тип. Приамурского Генерал-губернатора, 1914. 203 с.
  2. Браиловский С.Н. Тазы или yguhэ: Опыт этнографического исследования. СПб: тип. кн. В.П. Мещерского, 1902. 223 с.
  3. Михайлова Е.А. Съемные украшения народов Сибири / Электронная библиотека Музея антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) РАН. URL http://www.kunstkamera.ru/lib/rubrikator/08/08_03/5-88431-129-x (дата обращения 03.09.2021).
  4. Неглинская М.А. Китайские ювелирные украшения периода Цин (XVII – начала XX в.). История, семантика, эстетика. М.: Компания Спутник+, 1999. 262 с.
  5. Панкратьева Н.А. Проблемы комплектования этнографической коллекции Приморского краевого музея им. В.К. Арсеньева в середине ХХ века // Арсеньевские чтения: материалы региональной научно-практической конференции, посвященной 145-летию со дня рождения В.К. Арсеньева (г. Владивосток, 26–27 сентября 2017 г.) / сост. В.В. Кавецкая. Владивосток: Изд-во ВГУЭС, 2019. С. 110–120.
  6. Сем Ю.М. Нанайцы. Материальная культура. (Вторая половина XIX – середина XX в.): Этнографические очерки. Владивосток: [Магаданская обл. тип.], 1973. 314 с.
  7. Смоляк. А.В. Традиционное хозяйство и материальная культура народов Нижнего Амура и Сахалина: этногенетический аспект. Москва: Наука. 1984. 246 с.
  8. Сомкина Н.А. Традиции зооморфной символики в обрядовой стороне повседневных верований (старый Китай и современность) // Вестник СПбГУ. Сер. 13. 2010, вып. 1. С. 30–46.