Аннотация
Задачей статьи является выявление идейно-стилистических особенностей творчества современной российской художницы Марии Александровны Масленниковой, продолжающей лучшие традиции российской культуры, в особенности искусства Санкт-Петербурга. Талантливой представительнице художественного творчества, работающей в технике пастели, до настоящего времени не было посвящено ни одной статьи. Но мастер активно принимает участие в различных выставках в России и за рубежом. Корпус работ Масленниковой является значительным образцом современного изобразительного искусства. В листах художницы воплощены актуальные поиски современного искусства: оригинальная авторская разработка жанра пейзажа, русско-финское взаимодействие в области искусства, специфика восприятия северной природы, продолжение традиций ленинградского пейзажа. Наиболее близкий художнице реалистический метод доказывает в ее работах свою актуальность и демонстрирует безграничные возможности, позволяющие решать самые разные художественные задачи. В творчестве художницы в полной мере проявилось столь актуальное ныне «экологическое сознание», призывающее к сохранению природного богатства, росту экологической культуры. Приводимые репродукции картин мастера публикуются впервые. Ценны высказывания Марии Масленниковой, обладающей несомненным литературным дарованием, о себе, своем творчестве, его истоках. Наряду с пастелью художница применяет масло, акрил, гуашь, акриловую темперу. В статье обращено внимание на своеобразие живописной техники, чаще всего применяемой мастером, — работе очень мягкой сухой пастелью по пастельной или грунтованной бумаге. Пастельный пейзаж, представляющий трепетно-строгий или монументальный образ природы Карельского перешейка, является самым распространенным в творчестве мастера. Изображение природы Гималаев также занимает большое место в ее творчестве. Художница вносит свой неповторимый вклад в художественно-эстетическое осмысление Гималаев и восточной культуры. Непознаваемость природы человеком, необходимость поиска их гармоничного сосуществования — основной пафос творчества М. Масленниковой, на выявление которого нацелен весь комплекс содержательно-художественных средств ее работ, последовательно рассмотренный в предлагаемой статье.
Библиографические ссылки
- Бартенев А.И., Прохоренко Г.Е. Выставка русских и финляндских художников 1898 года: у истоков художественного объединения «Мир искусства» // Месмахеровские чтения – 2018: материалы междунар. науч.-практ. конф., 21–22 марта 2018 г.: сб. науч. ст. / науч. ред. А.О. Котломанов. СПб: СПГХПА им. А.Л. Штиглица, 2018. С. 18–25.
- Никонова И.Н. М.В. Нестеров // История русского искусства. В 13 т. Т. 10. Кн. 1. М.: Наука, 1986. С. 296–318.
- Сарабьянов Д.В. История русского искусства конца XIX – нач. XX в. – 2 изд. – М.: АСТ-Пресс; Галарт, 2001. 302 с.
- Сойни Е.Г. Финляндия в русском искусстве. 1890–2010. Петрозаводск: Карельский научный центр РАН, 2013. 170 с.
- Эткинд М.А. Александр Николаевич Бенуа. 1870–1960. Живопись. Скульптура. Графика. Л. – М.: Искусство, 1965. 216 с.
- Урубку Д.A. Прогулки по Вертикали. М.: Paulsen, 2012. 240 с.
- Baak J. van. Northern Cultures: What could this Mean? // The Baltic Languages and Cultures in Interaction. Groningen, 1995. P. 17–21.