Сикст IV как заказчик Сикстинских капелл
Выпуск № 2 (21) 2021 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Кватроченто, Папа Римский Сикст IV, Сикстинская капелла в Ватикане, Сикстинская капелла в Савоне, капелла Непорочного зачатия (капелла хора) в старой базилике Святого Петра, Микеле д’Ария, Джованни д’Ария, Джованни Мадзоне, меценат,

Как цитировать

Тараканова Е. И. Сикст IV как заказчик Сикстинских капелл // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2021. № 2 (21). С. 118–131. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.010.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Текущий выпуск

Отправить материал

Аннотация

С именем Сикста IV связаны три Сикстинские капеллы: в Ватиканском дворце, бывшем монастыре Сан-Франческо в Савоне и старой базилике Сан-Пьетро в Риме (также известная как капелла хора и капелла Непорочного зачатия). Первой из них посвящено множество исследований. Две другие представлены в литературе значительно более скромно (их кватрочентистская декорация во многом была утрачена). В статье путем сопоставления этих трех крупных художественных заказов впервые показано, насколько разными были их церковное и общественное значение и как самобытно в каждом из них проявилась выдающаяся личность Сикста IV. В ватиканской капелле запечатлена его религиозно-политическая и меценатская деятельность. Погребальная капелла в Сан-Пьетро, призванная обеспечить заказчику счастливую загробную участь, увековечивает его в памяти потомков как настоящего Папу-Короля. Удаленная от Рима капелла Непорочного зачатия, ставшая мавзолеем родителей понтифика, дает наиболее полное представление о его личных качествах. В этом памятнике Сикст IV не только проявил трогательную сыновью заботу, но и практически дерзнул поставить себя в один ряд со святыми.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.02.010
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Вазари Дж. Жизнеописание наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. Полное издание в одном томе / пер. с итал. Габричевского А.Г. и Венедиктова А.И. Москва: АЛЬФА-КНИГА, 2008. 1278 с.
  2. Мори Дж. Ранний Ренессанс. Кватроченто // Рим. Искусство сквозь века. В 2-х томах / под ред. М. Буссальи. Т. 2. Москва: АСТ. Астрель, 2005. C. 344--401.
  3. Calvesi M. La Cappella Sistina e la sua decorazione da Perugino a Michelangelo. Roma: Lithos Editrice, 1997. 128 p.
  4. Dunlop A. Pinturicchio and the Pilgrims: Devotion and the Past at Santa Maria Del Popolo. Papers of the British School at Rome, 2003, vol. 71, pp. 259–285.
  5. Ettlinger L.D., Pollaiuolo's Tomb of Pope Sixtus IV. Journal of the Warburg and Courtauld Institutes, vol. 16, No. 3/4 (1953), pp. 239–274.
  6. Ettlinger L.D. The Sistine Chapel before Michelangelo: religious imagery and papal primacy. Oxford: Clarendon Pr., 1965. 128 p.
  7. Goffen R. Friar Sixtus IV and the Sistine Chapel. Renaissance Quarterly, 1986, vol. 39, No. 2, pp. 218–262.
  8. Lewine C.F. The Sistine Chapel walls and the Roman liturgy. Philadelphia: Pennsylvania State University Press, 1993. 134 p.
  9. Mej?a J.M. Biblical reading of the frescoes on the walls of the Sistine Chapel. The fifteenth century frescoes in the Sistine Chapel / Eds. Francesco Buranelli; Allen Duston. Vatican City State: Edizioni Musei Vaticani, 2003, pp. 9–37.
  10. Meneses P. La Cappella Sistina nel Quattrocento: committenza, “invenzione”, “artifizio”. Ricerche di Storia dell’arte (Reverse engineering), 2007, No. 91–92, pp. 68–72.
  11. Nesselrath A. The painters of Lorenzo the Magnificent in the Chapel of Pope Sixtus IV in Rome. The fifteenth century frescoes in the Sistine Chapel / Eds. Francesco Buranelli; Allen Duston. Vatican City State: Edizioni Musei Vaticani, 2003, pp. 39–75.
  12. Roettgen S. Wandmalerei der Fr?hrenaissance in Italien. M?nchen: Hirmer Verlag GmbH, 1997. Bd. 2. Die Bl?tezeit, 1470–1510. 470 S.
  13. Rossi S., Tra Sisto IV e Giulio II: Botticelli e Michelangelo alla Cappella Sistina: precisazioni, smentite e nuovi argomenti. About art online, 14 novembre 2020. URL: https://www.aboutartonline.com/tra-sisto-iv-e-giulio-ii-botticelli-e-michelangelo-alla-cappella-sistina-precisazioni-smentite-e-nuovi-argomenti/ (дата обращения: 10.03.2021).
  14. Rossini G. La "cappella del Papa" presso il convento di S. Francesco: compresenze di motivi lombardi e toscani a Savona nella seconda met? del Quattrocento. Sisto IV e Giulio II: mecenati e promotori di cultura ; atti del convegno internazionale di studi (Savona, 1985) / A cura di Bottaro S., Dagnino A., Rotondi Terminiello G. Savona: Coop Tipograf, 1989, pp. 277–289.
  15. Rotondi P. Sul progetto del monumento sepolcrale dei genitori di Sisto IV: (un’ ipotesi di lavoro). Sisto IV e Giulio II: mecenati e promotori di cultura ; atti del convegno internazionale di studi (Savona, 1985) / A cura di Bottaro S., Dagnino A., Rotondi Terminiello G. – Savona: Coop Tipograf, 1989, pp. 291–295.
  16. Rotondi Terminiello G. Giovanni Mazone e la decorazione ad affresco della Cappella Sistina a Savona. Sisto IV e Giulio II: mecenati e promotori di cultura ; atti del convegno internazionale di studi (Savona, 1985) / A cura di Bottaro S., Dagnino A., Rotondi Terminiello G. Savona: Coop Tipograf, 1989, pp. 297–303.
  17. Shearman J. La costruzione della cappella e la prima decorazione al tempo di Sisto IV. La Cappella Sistina: i primi restauri; la scoperta del colore / A cura di Boroli M. Novara: Istituto Geografico De Agostini, 1986, pp. 22–87.
  18. Steinmann E. Die Sixtinische Kapelle. Bd. 1. Bau und Schmuck der Kapelle unter Sixtus IV. M?nchen: Ferlagsanstalt F.Bruckmann A.-G., 1901. 710 S.