Аннотация
В статье представлена работа В.А. Фаворского над киргизским героическим эпосом «Манас». В серии созданных художником рисунков нашли проявление его художественные и теоретические подходы к искусству графики и иллюстрирования книг. Для более глубокого проникновения в суть эпического произведения художник отправляется в Киргизию. Созданные им рисунки имеют не только эстетическую и этнографическую ценности. В них проявилась его теория графики, когда белый фон бумаги воспринимается в качестве белого пространства, а карандаш художника становится сродни резцу скульптора. Пространство белого «повисает» на штрихах рисунка. Эпический характер повествования привел к монументальности образов и композиций иллюстраций. В статье приводятся теоретические мысли художника о соединении разновременных состояний в произведении искусства, роли контура и пятна.
Библиографические ссылки
- Апчинская Н.В. Восток в творчестве В.А. Фаворского // Восток в творчестве Владимира Андреевича Фаворского. – М., 1982. – С. 14.
- В.А. Фаворский в Киргизии / сост. А. Н. Михалев. – Фрунзе: Кыргызстан, 1977. – 56 с.
- Герчук Ю.Я. История графики и искусства книги. – М., 2013.
- Климов Р.Б. Заметки о Фаворском. Советское искусствознание-75, Вып.1. – М.: Советский художник, 1976. – С. 201-236.
- Мелетинский Е.М. Происхождение героического эпоса. – М., 1963.
- Молок Ю.А. Фаворский и «Слово» // «Слово о полку Игореве» в гравюрах В.А. Фаворского. – М.: Искусство, 1987. – 258 с.
- Фаворский В.А. Как я работал над «Джангром» // Восток в творчестве Владимира Андреевича Фаворского. – М., 1982. – С. 16.
- Фаворский В.А. Литературно-теоретическое наследие. – М., 1988.
- Фаворский В.А. О рисунке. О композиции. – Фрунзе, 1966.
- Федяевская В.К. Поездка в Киргизию. 1946 год // Восток в творчестве Владимира Андреевича Фаворского. – М., 1982. – С. 33.