Аннотация
Надежда Евсеевна Добычина, имя которой прочно ассоциируется с Художественным бюро, функционировавшим в Санкт-Петербурге (Петрограде) с 1911 по 1919 год, обладала значительной коллекцией художественных произведений своих современников. Центральное место в собрании занимали мастера круга «Мира искусства», а также объединений «Голубая роза» и «Союз русских художников». По сохранившимся в архиве Добычиной спискам коллекции, сделанным по инициативе представителей советской власти в 1919, 1924 и 1930 годах, можно проследить, как развивалось собрание в первое послереволюционное десятилетие. Надежда Добычина отдавала предпочтение фигуративному искусству, в ее собственности практически не было абстрактных работ, а также не представлены были левые течения авангарда. Большая часть произведений, хранимых Добычиной, — это графика (акварели, карандашные рисунки и наброски углем). Однако следует отметить, что в ее собрании выделялся блок ярких живописных работ, прекрасно сочетавшихся по стилю и колориту («Заря» Д.С. Стеллецкого, «Зной» М.С. Сарьяна, «Портрет Добычиной» Н.И. Альтмана и другие). Состав коллекции менялся с течением времени, но костяк ее оставался неизменным, несмотря на все перипетии богатого событиями жизненного пути владелицы.
Библиографические ссылки
- Автономова Н.Б. Василий Кандинский в Норвегии // Третьяковская галерея. 2013. Специальный выпуск: Норвегия – Россия: на перекрестках культур. С. 102–116.
- Акт с описью картин, рисунков и других художественных предметов, находящихся в пользовании Н.Е. Добычиной и Б.Е. Якерсберга // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 4. Ед. хр. 9.
- Денисов Вл. Современная русская живопись // День. 1915. № 91 (889). 4 апреля. С. 4.
- Добычина Н.Е. Записи дневникового характера // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 4. Ед. хр. 15. Л. 10.
- Иванов Д.В. Революции и коллекции: Петроградское (Ленинградское) отделение Государственного музейного фонда и Музей антропологии и этнографии / Отв. ред. Н.П. Копанева. СПб.: МАЭ РАН, 2018. 208 с.
- Кандинский В.В. Письмо к Кульбину Николаю Ивановичу // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 12. Ед. хр. 69. Л. 1–2.
- Ларионов М.Ф. Письма к Добычиной Н.Е // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 13. Ед. хр. 60. Л. 1.
- Ларионов М.Ф. Письмо Курдову В.И. 4 июля 1930. Л. 3. Собрание И. Галеева.
- Магула Г. Постоянная выставка картин // Вечернее время. 1913. № 573. 1 октября. С. 3.
- Минотин Ф. Расписка в получении денег от Н.Е. Добычиной. 1918, апр. 18 // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 1. Ед. хр. 27. Л. 1.
- Михаил Ларионов: альбом-каталог / авт.-сост. И.А. Вакар, М.С. Валова, Е.А. Илюхина и др. М.: Гос. Третьяковская галерея, 2018. 341 с.
- Назаревская Н.O. Надежда Добычина — одна из первопроходцев галерейного бизнеса России // Среди коллекционеров. 2014. № 3–4 (14–15). С. 126–135.
- Северюхин Д.Я. Художественное бюро Н.Е. Добычиной // Антикварное обозрение. 2008. № 1 (26). С. 68–70.
- Семенова Н.Ю. Добычина (урожд. Фишман) Надежда Евсеевна // Энциклопедия русского авангарда. В 3 тт. Том 1. Москва: RA, 2013. C. 286–287.
- Статьи и заметки о художественных выставках // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 1. Ед. хр. 32. Л. 477.
- Удостоверения и охранное свидетельство, выданные Отделом по охране, учету и регистрации памятников искусства и старины Наркомпроса РСФСР // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 1. Ед. хр. 18.
- Удостоверение, выданное Народным Комиссаром Просвещения // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 1. Ед. хр. 16.
- Экстер. А.А. Письма к Добычиной Н.Е. // Российская государственная библиотека (РГБ): архивный фонд. Ф. 420. К. 15. Ед. хр. 98. Л. 1–3.