Аннотация
Статья посвящена типологии и специфике изображения города в современной московской живописи. Отмечается, что главные открытия в современном пейзаже связаны не с природным, а с городским пейзажем и различными его модификациями, в основе которых лежит восприятие города как полифонического целого. Изменения в трактовке городских видов структурированы с точки зрения смены художественных поколений: старшего (художники, начинавшие творческий путь на рубеже 1970–1980-х годов) и младшего – поколения современных тридцатилетних. В статье на примере произведений шести авторов выявлены особенности трактовок темы города, характерные для двух художественных поколений: во-первых, городской вид как отражение исторической памяти, во-вторых, изучение социального организма города. Городской пейзаж рубежа XX–XXI веков говорит зрителю не столько о городском виде, сколько об экзистенциальном самочувствии индивидуума и социума в целом. В соответствии с различиями в подходах различается образно-пластический язык современных живописцев. Прочерченная в статье перспектива и рассмотренные произведения московских живописцев позволяют увидеть смену художественных поколений как смену смыслов, образных акцентов и методов их расстановки, прослеженных в интерпретации и трансформации образа города.
Библиографические ссылки
- Гончаренко Н.М. Город в художественных практиках Западной Европы и США 1970–2000-х гг.: автореферат дисс. … канд. искусствоведения. Москва, 2011. 29 с.
- Горюнова Г.В. Феномен города в духовном мире человека: дисс. … канд. философских наук. Омск, 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.dslib.net/religio-vedenie/fenomen-goroda-v-duhovnom-mire-cheloveka.html (дата обращения 22.10.2019).
- Лавринец Е. Чтение городского пространства: предварительные заметки. 2007. [Электронный ресурс]. URL: http://litlogos.eu/eidos/actual/katia.html (дата обращения 22.10.2019).
- Сайко Е.А. Миф как прецедентный феномен в культуре Серебряного века // Миф и художественное сознание ХХ века / Отв. редактор Хренов Н.А. Москва: Гос. институт искусствознания, 2011. С. 382–405.