Аннотация
Монументально-декоративное искусство советского периода – исчезающий вид. Помимо эстетических критериев и политических пристрастий на него влияет законодательство. За постсоветские годы уничтожены работы знаменитых художников. Отношение к произведению в городской среде зачастую неподобающее. Формально у авторов по закону есть право на защиту произведения. В отношении монументального искусства оно ограничено. Работы 1960–1980-х годов по энергетике и оригинальности могут поспорить со стрит-артом. К ним начали проявлять интерес. Важный аспект в защите наследия – вопросы атрибуции. Изучение практики, несмотря на малый срок давности, требует больших усилий из-за отсутствия институции, где было бы зафиксировано созданное произведение. В этом контексте неоценимы труды В.П. Толстого.
Библиографические ссылки
- Гражданский кодекс Российской Федерации. Законодательство об авторском праве и смежных правах. Часть 4. № 230-ФЗ от 18.12.2006 (с ред. 23.05.2018). Глава 70 «Авторское право».
- Мастерская монументальной живописи при Академии архитектуры СССР. 1935–1948 / Составитель сборника и автор вступительной статьи Е.В. Шункова. – М.: Советский художник, 1978.
- Пчельников И. Новое строительство в Москве и судьба произведений монументально-декоративного искусства // Архитектура, строительство, дизайн. – 2006. – № 1 (42). – С.68-71.
- Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины ХХ века / Сб. статей под редакцией Н.И. Аникиной и А.С. Епишина. – М.: БуксМАрт, 2016. – 176 с.
- Толстой В.П. Монументальное искусство СССР. – М.: Советский художник, 1978.
- Толстой В.П. У истоков советского монументального искусства. – М.: Изобразительное искусство, 1983.
- Эдельштейн К.В. Бесконечность, время, пространство // Советское монументальное искусство: сборник статей. Вып. 5 / Составитель М.Л. Терехович. – М.: Советский художник, 1984. – С. 235.