Ваджрапарамита
Выпуск № 3 (38) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

Локеш Чандра, Ваджрапарамита, буддийский канон, символика, иконография, Словарь буддийской иконографии, буддийское искусство,

Как цитировать

Чандра Л., Белокурова С. М. Ваджрапарамита // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 3 (38). С. 368-373. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.03.021.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена обзору иконографии и символики бодхисаттвы Ваджрапарамиты. Ключевые аспекты работы включают описание изображений Ваджрапарамиты в разных мандалах, а также указание на атрибуты: мудру бхумиспарша и кулак мудрости, что символизирует глубокое понимание природы реальности. Подчеркивается, что форма и цвет изображения Ваджрапарамиты также имеют символическое значение, указывая на связь с другими божествами, например Ваджраласьей, и взаимодействие с Буддой. Также в статье содержится упоминание о мантрах, связанных с Ваджрапарамитой, и о роли в контексте вращения колеса Закона Ваджраяны, что позволяет глубже понять его функцию в буддийской практике и иконографию. Рассматриваются особенности изображения Ваджрапарамиты в сборниках мандал и мудр буддийской школы Сингон, в китайской Трипитаке (V–VI вв.), сборнике буддийской иконографии «Бессон-закки» (XII в.). Приведенные сведения могут быть применены для изучения художественных канонов, в анализе исторического контекста и символики изображений, при атрибуции и интерпретации памятников искусства. Научный перевод и комментарии к статье Локеша Чандры из «Словаря буддийской иконографии» выполнены С.М. Белокуровой.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.03.021
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Snodgrass А. The matrix and diamond world mandalas in Shingon Buddhism. New Delhi: Additya Prakashan, 1988. 841 p.
  2. Chandra L. The esoteric iconography of Japanese mandalas. New Delhi: International Academy of Indian Culture, 1971. 327 p.
  3. Taisho Shinshu Daizokyo Zuzo. The Tripitaka in Chinese (picture section) / ed. by J. Takakusu and G. Ono. Tokyo: Daizo Shuppan Kabushiki Kaisha, 1924–1934.
  4. Kichida E. Kontai ryobu Shingon kaiki: Explanation of the mantras of both the Grabha and Vajra-dhatu mandalas. Tokyo: s. n., 1985. (На японск. яз.)
  5. Shingon mikkyo zuin shu: Collection of images of mudras in Shingon esoterism / comp. by G. Mizuhara. Koyasan: Matsumoto Nisshindo Shoten, 1934. (На японск. яз.)
  6. Chandra L. A ninth century scroll of the Vajradhatu mandala. New Delhi: Additya Prakashan, 1986. 350 p.
  7. Tajima R. Les deux grands mandalas et la doctrine de l’esoterisme Shingon. Tokyo: Maison Franco-Japonaise, 1959. 352 p.
  8. Nanjio B. A catalogue of the Chinese translation of the Buddhist Tripitaka. Oxford: Clarendon press, 1883. 480 p.
  9. Visser M.W. de. Ancient Buddhism in Japan, in 2 vols. Leiden: E.J. Brill Publ., 1935. 763 p.