Чайная тема в китайской живописи на свитках эпох Тан, Сун и Мин: жанровые и сюжетно-композиционные особенности, иконографические схемы
Выпуск № 3 (38) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

китайская живопись, чайная тема, чаепитие, чайная утварь, вэньжэньхуа, Умэньская школа, Чжао Юань, Вэнь Чжэнмин, эпоха Тан, эпоха Сун, эпоха Мин,

Как цитировать

Одинокова П. С. Чайная тема в китайской живописи на свитках эпох Тан, Сун и Мин: жанровые и сюжетно-композиционные особенности, иконографические схемы // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 3 (38). С. 142-161. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.03.008.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматриваются живописные произведения эпох Тан (618–907), Сун (960–1279) и Мин (1368–1644) на чайную тему. Цель статьи — показать, как на протяжении столетий изменения в чайной культуре Китая преломлялись в традиционной живописи, выявить жанровые и сюжетно-композиционные особенности и иконографические схемы воплощения чайной темы на живописных свитках данного периода. Исследование, охватывающее сразу несколько исторических эпох, в отечественном и зарубежном искусствознании предпринимается впервые. Сравнительно-исторический метод позволил определить общие черты и характерные особенности живописи на чайную тему трех эпох и выделить в ее развитии два основных периода. В первый период, эпохи Тан и Сун, к чайной теме обращаются профессиональные художники, их произведения выполнены в жанре «изображения людей», отличаются большим вниманием к процессу приготовления и употребления чая и подробным изображением всевозможной чайной утвари. В следующий период, эпоху Мин, чайная тема находит продолжение в пейзажах художников-любителей, представителей направления вэньжэньхуа. Наибольшее развитие она получает в живописи Умэньской школы. Ее мастера, следуя духу времени, стремятся передать атмосферу чайного действа и настроение его участников. В некоторых их свитках воспроизводится иконографическая схема чаепития в уединенной хижине, прообразом которой стала работа Чжао Юаня «Лу Юй за варкой чая». В научный оборот отечественного искусствознания вводится ряд произведений живописи на чайную тему. Сведения из письменных источников позволяют расширить искусствоведческие представления о чайной культуре эпохи Мин. Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейших изысканий, а также найти применение в образовательной, музейной и выставочной деятельности.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.03.008
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Пань Сянли. Чай, выраженный словами / пер. с кит. Ф.Д. Сергеевой. М.: Шанс, 2019. 351 с.
  2. 胡丹.茶画——中国历史文化的一个窗口. 农业考古, 1994年第4期, 150–157 [Ху Дань. Чайная живопись — окно в историю и культуру Китая // Сельскохозяйственная археология. 1994. № 4. С. 150–157]. (На кит. яз.)
  3. 林進忠. 書畫茶事. 啜墨看茶:2004茶與藝國際學術研討會論文集. 台北: 國立台灣藝術大學,2004年, 1–17. [Линь Цзиньчжун. Каллиграфия и живопись на чайную тему // Прихлебываем тушь, любуемся чаем : сборник статей международной научной конференции «Чай и искусство». Тайбэй: Государственный тайваньский художественный университет, 2004. С. 1–17]. (На кит. яз.)
  4. 陈慧圆. 论宋代“茶画三图”里的茶人茶事—以 《文会图》 《撵茶图》 《茗园赌市图》为例. 中国高校人文社会科学信息网. 教育部人文社会科学网络管理信息中心. 2024年4月22日 [Чэнь Хуэйюань. О чайных людях и чайных делах в «трех чайных картинах» эпохи Сун — на примере произведений «Собрание литераторов», «Размалывание чая», «Состязания и торговля в чайном саду» // Информационная сеть социально-гуманитарных наук высшей школы Китая. 22 апреля 2024. URL: https://www.sinoss.net/c/2024-04-22/639090.shtml (дата обращения: 05.06.2025) (На кит. яз.)
  5. 娄明利. 浅谈明代吴门茶事绘画之画意. 大众文艺, 2013年第10期, 70–71 [Лоу Минли. Об основных смыслах чайной живописи Умэня эпохи Мин // Массовая культура и искусство. 2013. № 10. С. 70–71]. (На кит. яз.)
  6. 施拓全. 詩畫中的茶香-論文徵明的茶人學養. 育 達 科 大 學 報, 2020年第6期, 175–189 [Ши Тоцюань. Стихов и живописи чайный аромат — о чайных познаниях и мастерстве Вэнь Чжэнмина // Вестник Научно-технического университета Юйда. 2020. № 6. С. 175–189]. (На кит. яз.)
  7. 温中良. 宋元茶画的意趣之变——以赵原<陆羽烹茶图>为例. 美术观察, 2022年第12期, 61–62 [Вэнь Чжунлян. Смена идейных установок в чайной живописи Юань и Сун на примере «Лу Юй за варкой чая» Чжао Юаня // Художественное обозрение. 2022. № 12. С. 61–62]. (На кит. яз.)
  8. 裘纪平. 中国茶画. 杭州:浙江摄影出版社, 2014年. 288页 [Цю Цзипин. Чжунго ча хуа. Ханчжоу: Чжэцзянское фотографическое издательство, 2014. 288 с.]. (На кит. яз.)
  9. 王旭烽. 瑞草之国: 中华茶文化随笔. 杭州: 浙江大学出版社, 2001年. 262页 [Ван Сюйфэн. Страна чудесной травы: очерки о чайной культуре Китая. Ханчжоу: Издательство Чжэцзянского университета, 2001. 262 с.]. (На кит. яз.)
  10. Loehr M. Some fundamental issues in the history of Chinese painting // The Journal of Asian Studies. 1964. Vol. 23, № 2. P. 185–193.
  11. 朱心怡.《茶具圖贊》研究.興大中文學報, 2014年第6期, 89–125 [Чжу Синьи. Исследование «Иллюстрированного славословия чайной утвари» // Вестник китайской филологии Чжунсинского университета. 2014. № 6. С. 89–125]. (На кит. яз.)
  12. Jiang Yuanxin. More than just a Drink: Tea consumption, material culture, and ‘sensory turn’ in Early Modern China (1550–1700). PhD diss. Minnesota University, 2019. 295 p.
  13. 覃瑞南. 明中葉文士飲茶空間之研究. 台南科大學報, 1998年第10期, 33–52 [Тань Жуйнань. Исследование чайного пространства интеллектуалов середины эпохи Мин // Вестник Тайнаньского технологического университета. 1998. № 10. С. 33–52]. (На кит. яз.)
  14. 連啟元.明代文人的飲茶與性靈世界. 臺灣工藝, 2017年第6期, 50–53 [Лянь Циюань. Чаепитие и духовный мир минских интеллектуалов // Тайваньские ремесла. 2017. № 6. С. 50–53]. (На кит. яз.)
  15. 钱国旗,薛繁洪.明代中后期江南文人的饮茶生活及其文化意蕴. 东方论坛—青岛大学学报 (社会科学版), 2021年第3期, 46–57 [Цянь Гоци, Сюэ Фаньхун. Чайная жизнь цзяннаньских интеллектуалов середины и конца эпохи Мин и ее культурный подтекст // Восточный форум — вестник Университета Циндао (серия социальные науки). 2021. № 3. С. 46–57]. (На кит. яз.)
  16. 郑培凯. 茶饮有道的历史进程. 故宫博物院院刊, 2023年第9期, 4–15 [Чжэн Пэйкай. Историческое развитие чайной культуры // Вестник музея Гугун. 2023. № 9. С. 4–15]. (На кит. яз.)