Аннотация
В статье рассматриваются живописные произведения эпох Тан (618–907), Сун (960–1279) и Мин (1368–1644) на чайную тему. Цель статьи — показать, как на протяжении столетий изменения в чайной культуре Китая преломлялись в традиционной живописи, выявить жанровые и сюжетно-композиционные особенности и иконографические схемы воплощения чайной темы на живописных свитках данного периода. Исследование, охватывающее сразу несколько исторических эпох, в отечественном и зарубежном искусствознании предпринимается впервые. Сравнительно-исторический метод позволил определить общие черты и характерные особенности живописи на чайную тему трех эпох и выделить в ее развитии два основных периода. В первый период, эпохи Тан и Сун, к чайной теме обращаются профессиональные художники, их произведения выполнены в жанре «изображения людей», отличаются большим вниманием к процессу приготовления и употребления чая и подробным изображением всевозможной чайной утвари. В следующий период, эпоху Мин, чайная тема находит продолжение в пейзажах художников-любителей, представителей направления вэньжэньхуа. Наибольшее развитие она получает в живописи Умэньской школы. Ее мастера, следуя духу времени, стремятся передать атмосферу чайного действа и настроение его участников. В некоторых их свитках воспроизводится иконографическая схема чаепития в уединенной хижине, прообразом которой стала работа Чжао Юаня «Лу Юй за варкой чая». В научный оборот отечественного искусствознания вводится ряд произведений живописи на чайную тему. Сведения из письменных источников позволяют расширить искусствоведческие представления о чайной культуре эпохи Мин. Результаты данного исследования могут стать основой для дальнейших изысканий, а также найти применение в образовательной, музейной и выставочной деятельности.
Библиографические ссылки
- Пань Сянли. Чай, выраженный словами / пер. с кит. Ф.Д. Сергеевой. М.: Шанс, 2019. 351 с.
- 胡丹.茶画——中国历史文化的一个窗口. 农业考古, 1994年第4期, 150–157 [Ху Дань. Чайная живопись — окно в историю и культуру Китая // Сельскохозяйственная археология. 1994. № 4. С. 150–157]. (На кит. яз.)
- 林進忠. 書畫茶事. 啜墨看茶:2004茶與藝國際學術研討會論文集. 台北: 國立台灣藝術大學,2004年, 1–17. [Линь Цзиньчжун. Каллиграфия и живопись на чайную тему // Прихлебываем тушь, любуемся чаем : сборник статей международной научной конференции «Чай и искусство». Тайбэй: Государственный тайваньский художественный университет, 2004. С. 1–17]. (На кит. яз.)
- 陈慧圆. 论宋代“茶画三图”里的茶人茶事—以 《文会图》 《撵茶图》 《茗园赌市图》为例. 中国高校人文社会科学信息网. 教育部人文社会科学网络管理信息中心. 2024年4月22日 [Чэнь Хуэйюань. О чайных людях и чайных делах в «трех чайных картинах» эпохи Сун — на примере произведений «Собрание литераторов», «Размалывание чая», «Состязания и торговля в чайном саду» // Информационная сеть социально-гуманитарных наук высшей школы Китая. 22 апреля 2024. URL: https://www.sinoss.net/c/2024-04-22/639090.shtml (дата обращения: 05.06.2025) (На кит. яз.)
- 娄明利. 浅谈明代吴门茶事绘画之画意. 大众文艺, 2013年第10期, 70–71 [Лоу Минли. Об основных смыслах чайной живописи Умэня эпохи Мин // Массовая культура и искусство. 2013. № 10. С. 70–71]. (На кит. яз.)
- 施拓全. 詩畫中的茶香-論文徵明的茶人學養. 育 達 科 大 學 報, 2020年第6期, 175–189 [Ши Тоцюань. Стихов и живописи чайный аромат — о чайных познаниях и мастерстве Вэнь Чжэнмина // Вестник Научно-технического университета Юйда. 2020. № 6. С. 175–189]. (На кит. яз.)
- 温中良. 宋元茶画的意趣之变——以赵原<陆羽烹茶图>为例. 美术观察, 2022年第12期, 61–62 [Вэнь Чжунлян. Смена идейных установок в чайной живописи Юань и Сун на примере «Лу Юй за варкой чая» Чжао Юаня // Художественное обозрение. 2022. № 12. С. 61–62]. (На кит. яз.)
- 裘纪平. 中国茶画. 杭州:浙江摄影出版社, 2014年. 288页 [Цю Цзипин. Чжунго ча хуа. Ханчжоу: Чжэцзянское фотографическое издательство, 2014. 288 с.]. (На кит. яз.)
- 王旭烽. 瑞草之国: 中华茶文化随笔. 杭州: 浙江大学出版社, 2001年. 262页 [Ван Сюйфэн. Страна чудесной травы: очерки о чайной культуре Китая. Ханчжоу: Издательство Чжэцзянского университета, 2001. 262 с.]. (На кит. яз.)
- Loehr M. Some fundamental issues in the history of Chinese painting // The Journal of Asian Studies. 1964. Vol. 23, № 2. P. 185–193.
- 朱心怡.《茶具圖贊》研究.興大中文學報, 2014年第6期, 89–125 [Чжу Синьи. Исследование «Иллюстрированного славословия чайной утвари» // Вестник китайской филологии Чжунсинского университета. 2014. № 6. С. 89–125]. (На кит. яз.)
- Jiang Yuanxin. More than just a Drink: Tea consumption, material culture, and ‘sensory turn’ in Early Modern China (1550–1700). PhD diss. Minnesota University, 2019. 295 p.
- 覃瑞南. 明中葉文士飲茶空間之研究. 台南科大學報, 1998年第10期, 33–52 [Тань Жуйнань. Исследование чайного пространства интеллектуалов середины эпохи Мин // Вестник Тайнаньского технологического университета. 1998. № 10. С. 33–52]. (На кит. яз.)
- 連啟元.明代文人的飲茶與性靈世界. 臺灣工藝, 2017年第6期, 50–53 [Лянь Циюань. Чаепитие и духовный мир минских интеллектуалов // Тайваньские ремесла. 2017. № 6. С. 50–53]. (На кит. яз.)
- 钱国旗,薛繁洪.明代中后期江南文人的饮茶生活及其文化意蕴. 东方论坛—青岛大学学报 (社会科学版), 2021年第3期, 46–57 [Цянь Гоци, Сюэ Фаньхун. Чайная жизнь цзяннаньских интеллектуалов середины и конца эпохи Мин и ее культурный подтекст // Восточный форум — вестник Университета Циндао (серия социальные науки). 2021. № 3. С. 46–57]. (На кит. яз.)
- 郑培凯. 茶饮有道的历史进程. 故宫博物院院刊, 2023年第9期, 4–15 [Чжэн Пэйкай. Историческое развитие чайной культуры // Вестник музея Гугун. 2023. № 9. С. 4–15]. (На кит. яз.)







