Бронзовая группа «Вакханка у гермы» из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф»: иконография, бытование, реставрация
Выпуск № 3 (38) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

французская скульптура XIX века, бронза, литье, вакханка, герма, ГМЗ «Петергоф», Ораниенбаум, античный сюжет, иконография, реставрация,

Как цитировать

Шевлягин А. А., Иноземцева А. И. Бронзовая группа «Вакханка у гермы» из собрания Государственного музея-заповедника «Петергоф»: иконография, бытование, реставрация // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 3 (38). С. 88-99. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.03.005.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В собрании Государственного музея-заповедника «Петергоф» хранится бронзовая группа «Вакханка у гермы» работы неизвестного французского мастера второй половины XIX века. Произведение представляет собой выполненную в человеческий рост обнаженную женскую фигуру, прислонившуюся к герме, увенчанной головой сатира. В статье рассматриваются вопросы, связанные с бытованием пластической работы и особенностями ее комплексной реставрации. В исследовании определено, что иконография изваяния восходит к античным образцам, найдены аналоги в западноевропейском искусстве XIX столетия, предложена классификация видов построения сходных вакхических композиций. Изучение архивных документов, в том числе неопубликованных, хранящихся в Государственном музее-заповеднике «Петергоф» и Государственном Эрмитаже, позволили узнать провенанс произведения в XX веке.

В процессе реставрационных работ сделаны выводы о конструктивных особенностях скульптуры. Характер дефектов литья, особенности проработки рельефа, а также качество отделки подтвердили догадку реставраторов о том, что памятник является высокотехнологичным цельнолитым изделием. Обнаружено, что группа имела смещенный центр тяжести и, с учетом веса скульптуры, слишком малую толщину стенок плинта, что приводило к значительному крену всей композиции. После устранения деформации плинта специалистами произведены изготовление и установка усиливающей конструкции, осуществлена замена креплений из черного металла на латунные. В ходе реставрации деструктированные мастиковки удалены и заменены новыми; восполнены утраты авторской патины, нанесено новое, не искажающее авторского замысла консервационное покрытие. Актуальность работы обусловлена перспективой использования скульптуры в экспозиции открытого хранения в Кавалерском корпусе, расположенном в Верхнем парке дворцово-паркового ансамбля «Ораниенбаум».

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.03.005
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Юмангулов В.Я., Хадеева Н.Ю. Скульптура Ораниенбаума : каталог коллекции. СПб.: ГМЗ «Петергоф», 2019. 184 с.
  2. Зарецкая З.В., Косарева Н.К. Французская скульптура XVII–XX веков. Л.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 1963. 167 с.
  3. Калитина Н.Н. Французская скульптура второй половины ХIХ века: очерки. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. 113 с.
  4. От романтизма к импрессионизму. Французская живопись и скульптура XIX века: из собрания Государственного Эрмитажа : научный каталог выставки / авт. вступ. ст. и сост. А.А. Бабин и др. Екатеринбург: [б. и.], 2021. 167 с.
  5. Каталог большого собрания изящных искусств ASG. Т. 4: Художественная бронза. Западная Европа – Россия. XVII–XX вв. / сост. А.В. Булгакова. Казань: [б. и.], 2015. 123 с.
  6. Менар Р. Мифы в искусстве старом и новом. Репринтное воспроизведение издания 1900 года. М.: Молодая гвардия, 1992. 276 с.
  7. Захарова А.В. Нонн Панополитанский // Нонн Панополитанский. Деяния Диониса / пер. с древнегреч. Ю.А. Голубца, ред. И.А. Савкин. СПб.: Алетейя, 1997. С. V–LIII.
  8. Буслович Д.С. Мифологические, литературные и исторические сюжеты в живописи, скульптуре и шпалерах Эрмитажа. Л.: Аврора, 1972. 288 с.
  9. Сергеева В.А. Особняк Н.С. Строганова. Санкт-Петербург, Моховая улица, дом 36. Дом. Люди. Время. СПб.: [б. и.], 2021. 128 с.
  10. Паломничество на остров Киферу. Любовь и эротика в изобразительном искусстве : каталог международной выставки / авт. вступ. ст. и сост. М. Джигарханян и др. СПб.: Центральный выставочный зал «Манеж», 1997. 97 с.