Женский портрет в русской живописи 1880–1890-х годов
Выпуск № 2 (37) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

женский портрет, русская портретная живопись, портретная концепция, артистический портрет, живопись XIX века, реализм, импрессионизм,

Как цитировать

Самохин А. В. Женский портрет в русской живописи 1880–1890-х годов // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 2 (37). С. 304-321. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.018.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья рассматривает женский портрет в русской живописи периода 1880–1890-х годов с точки зрения содержания и стиля. Основное внимание уделяется произведениям, выполненным в русле реализма, доминировавшего в искусстве XIX века. Цель анализа — продемонстрировать, сколь многое в русском искусстве было связано с реалистическими портретными образами накануне появления последующих течений в русском и западноевропейском искусстве. Женский портрет в это время располагался на пересечении старых традиций и новых веяний — не только в отношении стилистики, но и в том, что касается формирования образа на определенном культурно-историческом фоне. Подчеркивается большая роль женского портрета в воплощении эстетических и этических идеалов реализма и сопутствовавших ему направлений в искусстве. Уделено внимание портретным работам И.Н. Крамского, И.Е. Репина, В.И. Сурикова, Н.Н. Ге, Н.А. Ярошенко, В.А. Серова, К.А. Коровина. Очерчен круг моделей, запечатленных перечисленными художниками: родственницы, женщины творческого труда, светские дамы и т. д. Рассмотрена проблема портрета-картины в творчестве Н.Н. Ге, В.А. Серова, К.А. Коровина и сопряжение женского образа с образом природы. Женский портрет был связан с общественной жизнью и мыслью своего времени, воспроизводил как типичность социального статуса модели, так и ее неповторимый душевный склад. В 1880–1890-е годы женский портрет, оставаясь в целом принадлежащим реализму, дополняется элементами импрессионизма и символизма. Эти два десятилетия выделяются невиданным ранее разнообразием художественных решений в портрете и объединяют творчество художников разных поколений, которые рассматриваются автором статьи в едином контексте и по принципу синхронности. Женские образы в портретной живописи неизменно выполняли гуманистическую миссию, способствуя движению социума к нравственному идеалу.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.02.018
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Очерки по истории русского портрета второй половины XIX века / под общ. ред. И.М. Шмидта. М.: Искусство, 1963. 486 с.
  2. Очерки по истории русского портрета конца XIX – начала XX века / под общ. ред. И.М. Шмидта. М.: Искусство, 1964. 471 с.
  3. Очерки по истории русского портрета первой половины XIX века / под общ. ред. И.М. Шмидта. М.: Искусство, 1966. 349 с.
  4. Женский портрет в русском искусстве: XII – начало XX века / авт.-сост. Л.В. Мочалов, Н.А. Барабанова. Л.: Аврора, 1974. 232 с.
  5. Белова Д.Н. Идеальный женский образ в христианской живописи XIV–XVI веков. М.: МГИМО-Университет, 2018. 302 с.
  6. Абрамкин И.А. Образ матери с ребенком в творчестве М.-Э. Виже-Лебрен во время пребывания в России // Вестник РГГУ. Серия: Философия. Социология. Искусствоведение. 2012. № 3. С. 131–147.
  7. Абрамкин И.А. Портретная концепция Ф.С. Рокотова (на примере женских образов) // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2017. № 4. Ч. 1. С. 147–155.
  8. Абрамкин И.А. Проблема художественного идеала в творчестве В.Л. Боровиковского // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ им. С.Г. Строганова. 2017. № 3. С. 95–112.
  9. Шабанов А.Е. Передвижники: между коммерческим товариществом и художественным движением. СПб.: Европейский университет в Санкт–Петербурге, 2015. 332 с.
  10. Карпова Т.Л. Смысл лица. Русский портрет второй половины XIX века. Опыт самопознания личности. СПб.: Алетейя, 2000. 221 с.
  11. Курочкина Т.И. Иван Николаевич Крамской. Л.: Художник РСФСР, 1989. 216 с.; ил.
  12. Гольдштейн С.Н. И.Н. Крамской. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1965. 440 с.
  13. Русское искусство. Очерки о жизни и творчестве художников. Вторая половина XIX века : в 2 т. / под ред. А.И. Леонова. М.: Искусство, 1971. Т. 2. 564 с.; ил.
  14. Прытков В.А. Николай Александрович Ярошенко. М.: Искусство, 1960. 321 с.
  15. Поленова И.В. Ярошенко в Петербурге. Л.: Лениздат, 1983. 221 с.
  16. Илья Ефимович Репин, 1844–1930: к 150-летию со дня рождения : каталог юбилейной выставки / отв. ред. Я.В. Брук. М.: Красная Площадь, 1994. 311 с.
  17. Лясковская О.А. Илья Ефимович Репин. Жизнь и творчество. М.: Искусство, 1982. 478 с.
  18. Верещагина А.Г. Николай Николаевич Ге. Л.: Художник РСФСР, 1988. 182 с.
  19. Тарасов В.Ф. Николай Николаевич Ге: 1831–1894. Л.: Художник РСФСР, 1989. 95 с.; ил.
  20. Арбитман Э.Н. Жизнь и творчество Н.Н. Ге. Волгоград: ПринТерра, 2007. 318 с.
  21. Валентин Александрович Серов / гл. ред. А. Барагамян. М.: Директ-Медиа, 2009. 48 с. (Серия «Великие художники», т. 11)
  22. Грабарь И.Э. Валентин Александрович Серов. Жизнь и творчество. 1865–1911. М.: Искусство, 1980. 547 с.
  23. Яковлева Н.А. Реализм в русской живописи. М.: Белый город, 2007. 584 с.
  24. Круглов В.Ф. Коровин. М.: Изобразительное искусство, 1997. 157 с.; ил.
  25. Коган Д.З. Мамонтовский кружок. М.: Изобразительное искусство, 1970. 218 с.
  26. Васильева-Шляпина Г.Л. В.И. Суриков-портретист. Красноярск: Платина, 2000. 60 с.
  27. Васильева-Шляпина Г.Л. Сибирские красавицы В. Сурикова. Портрет в творчестве художника. СПб.: Иван Фёдоров, 2002. 352 с.
  28. Васильева-Шляпина Г.Л. Василий Суриков. Путь художника. СПб.: Вита Нова, 2018. 592 с.
  29. Кеменов В.С. Василий Иванович Суриков. Л.: Художник РСФСР, 1991. 239 с.