Образ мира в графике Алтая: этноархаика в современном искусстве
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

современное изобразительное искусство, искусство Алтая, графика, печатная графика, этноархаика, неоархаика, археоарт, метаисторический экспрессионизм, алтайская мифология, образ мира, алтайский эпос,

Как цитировать

Лебедева Е. В. Образ мира в графике Алтая: этноархаика в современном искусстве // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 136–159. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.009.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Алтайский фольклор представляет собой комплекс повествований, во многом основанный на мифах и легендах, которые нашли отражение в наследии ряда художников второй половины XX – начала XXI века. Тема влияния семантики ритуальных предметов и текстов на графику Алтая в искусствоведении далеко не исчерпана, в то время как современные художники продолжают цитировать в своих произведениях мотивы, уже ставшие традиционными. Целью данной статьи является анализ и интерпретация образов мира в современной графике Алтая. В центре внимания — рецепция символики ритуальных предметов, текстов и мифологических образов, представленных в произведениях изобразительного искусства, которые принято относить к направлению этноархаики (или неоархаики, археоарта, метаисторического экспрессионизма). Рассмотрев влияние форм и приемов народной культуры на графические работы современных мастеров, автор определил, что заимствование проявляется как в семантике, так и стилистике произведений: в изображениях разделенной на структуры вселенной присутствуют «проводники» между мирами — дерево, аил, огонь; в образах Мирового древа и Хана Алтая прослеживается обращение к представлениям о мире духов и к героическому эпосу. Произведения, включающие элементы мифологии, отличаются едиными чертами, схожими с характеристиками предметов первобытного искусства и культуры, выраженными в линеарном построении, преобладании округлой пластики, разномасштабности фигур, несоблюдении законов линейной перспективы, совмещении объектов реальных и вымышленных. Влияние рисунков алтайских бубнов прослеживается в схематичном отображении мира, монохромном колорите, совмещении солнца и луны в структуре верхнего мира. Декоративные формы способствуют передаче идеи взаимосвязи человека и космоса. Образы произведений алтайских художников-графиков соотносятся с мифологией и эпосом, раскрывая связь трех миров и победы добра над злом. Изучение мифологических образов и этнокультурных архетипов в современном изобразительном искусстве Алтая позволяет понять специфику художественного воплощения мифологических представлений и их влияние на организацию художественного пространства, глубже анализировать работы мастеров, наконец, сохранить самобытность и целостность национальной культуры.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.009
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Алексеева Т.П., Виницкая Н.В., Шевлякова И.А. Образы алтайской мифологии как универсальные символы в живописи и графики художников Алтая // Мир науки. Социология, филология, культурология [Электронный журнал]. 2022. Т. 13. № 1. URL: https://sfk-mn.ru/PDF/31KLSK122.pdf (дата обращения: 01.02.2025).
  2. Сибирская неоархаика : сб. материалов / отв. ред., авт. предисл. В.Ф. Чирков; сост.: В.Ф. Чирков, О.М. Галыгина. Новокузнецк: Галерея «Сибирское искусство», 2011. 124 с.
  3. Сибирская неоархаика : альбом / сост. О.М. Галыгина; вступ. ст. В.Ф. Чиркова. Новокузнецк: Галерея «Сибирское искусство», 2013. 158 с.
  4. Чирков В.Ф. Сибирская неоархаика как художественное направление в современном искусстве // Наскальное искусство в современном обществе. К 290-летию научного открытия Томской писаницы. Материалы международной научной конференции. Том 1. Кемерово: Кузбассвузиздат, 2011. С. 53–63.
  5. Галыгина О.М. Сибирская неоархаика // Искусство Евразии. 2015. № 1. С. 135–138. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2015.01.011.
  6. Кичигина А.Г. Искусство неоархаики в контексте современной региональной культуры : автореф. дис. канд. филос. наук. Омск, 2008. 18 с.
  7. Кичигина А.Г. Явление неоархаики в современном искусстве Сибири // Омский научный вестник. 2007. № 1 (51). С. 183–187.
  8. Коробейникова Т.С. Археоарт как отличительная черта творчества сибирских художников-авангардистов 60–80-х гг. XX в. // Вестник Томского государственного университета. 2012. № 361. С. 51–54.
  9. Маточкин Е.П. Археоарт Сибири // Вестник Тюменcкого государственного университета. 2010. № 5. С. 227–232.
  10. Маточкин Е.П. Археология, древнее наследие и археоарт Сибири // Гуманитарные науки в Сибири. 2009. № 3. С. 7–11.
  11. Зенина Т.В. Образы скифо-сибирского звериного стиля в сибирской неоархаике // Обсерватория культуры. 2024. Т. 21. № 1. С. 46–60. https://doi.org/10.25281/2072-3156-2024-21-1-46-60.
  12. Попова Н.С. Абстракционизм в творчестве художников сибирской неоархаики: жанровые характеристики образности // Культурная жизнь Юга России. 2023. № 1 (88). С. 7–14. https://doi.org/10.24412/2070-075X-2023-1-7-14.
  13. Попова Н.С., Анциферова П.А. Первобытное искусство как источник творчества художника А.В. Суслова // Культурное наследие Сибири. 2023. № 1 (37). С. 30–38.
  14. Рещикова И.П. Археоарт и археология // Актуальные проблемы этнической, культурной и религиозной толерантности коренных народов русского и монгольского Алтая : мат-лы междунар. науч. конф. / отв. ред. В.Г. Бабин. Горно-Алтайск: ГАГУ, 2006. С. 71–79.
  15. Рещикова И.П. Этноархаика в современном сибирском культурном пространстве // Вопросы изучения истории и культуры народов Центральной Азии и сопредельных регионов : мат-лы междунар. науч.-практ. конф. / сост. А.О. Дыртык-оол, У.П. Опей-оол. Кызыл: Тувинское книжное издательство, 2006. С. 346–358.
  16. Чирков В.Ф. Вступительная статья // След III : каталог выставки / сост. О.М. Галыгина. Новокузнецк: Печатник, 2006. С. 1–9.
  17. Белокурова С.М. Стиль «метаисторический экспрессионизм» на примере работ Н.И. Рыбакова // Актуальные вопросы культуры, искусства, образования. 2023. № 1 (35). С. 7–16. https://doi.org/10.32340/2949-2912-2023-1-7-16.
  18. Шишин М.Ю. Метаисторический экспрессионизм в искусстве алтайской художницы Ларисы Пастушковой // Идеи и идеалы. 2015. Т. 2. № 3 (25). С. 111–119.
  19. Шишин М.Ю. Основные черты стиля «метаисторический экспрессионизм» и его проявление в искусстве современных художников Сибири и Монголии // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 11 (85). С. 208–212.
  20. Искусство Сибири и Монголии ХХ – начала XXI в.: очерки истории и теории / под ред. М.Ю. Шишина, С.М. Белокуровой, Д. Уранчимэг, Е.В. Макаровой. Барнаул: Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова, 2018. 321 с.
  21. Белокурова С.М. Особенности стиля «метаисторический экспрессионизм»: монгольский аспект // VIII искусствоведческие Снитковские чтения : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Шишин, Н.С. Царёва, Л.В. Корникова, Т.В. Трояновская. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 194–199.
  22. Иккерт Т.В. Творчество Сергея Дыкова в контексте формирующегося стиля метаисторического экспрессионизма // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Шишин, Н.С. Царёва, Л.В. Корникова, Т.В. Трояновская. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 185–189.
  23. Белокурова С.М., Шишин М.Ю., Уранчимэг Д. Основные тенденции в современном искусстве Монголии: опыт интерпретации произведений искусства // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2017. № 12 (86). Ч. 2. С. 206–210.
  24. Анохин А.В. Материалы по шаманству у алтайцев. Горно-Алтайск: Ак Чечек, 1994. 152 с.
  25. Потанин Г.Н. Инородцы Алтая // Живописная Россия: Отечество наше в его земельном, историческом, племенном, экономическом и бытовом значении. СПб.: [б. и.], 1884. Т. 11. С. 254–272.
  26. Потапов Л.П. Алтайский шаманизм. Л.: Наука, 1991. 320 с.
  27. Сагалаев А.М. Мифология и верования алтайцев. Центральноазиатские влияния. Новосибирск: Наука, 1984. 121 с.
  28. Христофорова О.Б. Мифы северных народов России. От творца Нума и ворона Кутха до демонов кулей и злых духов кана. М.: Издательство Манн, Иванов и Фербер, 2023. 288 с.
  29. Харва У. Верования алтайских народов / пер. с нем. РАН. М: Castalia, 2022. 314 с.
  30. Ямаева Е.Е. Духовная культура алтайцев: эпос, миф, ритуал : дис. ... докт. истор. наук. Горно-Алтайск, 2002. 263 с.
  31. Нам Е.В. Космология и практика сибирского шаманизма. М.: Ганга, 2021. 512 с.
  32. Раменская Ю.В. Владимир Раменский. Жизнь и творчество. Барнаул: Алтайский дом печати, 2021. 320 с.
  33. Сидорова О.В. ART-ARCADIA (послесловие к выставке Аркадия Казанцева в Государственном художественном музее Алтайского края) // Искусство Евразии. 2019. № 1 (12). С. 173–184. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2019.01.014.
  34. Шишин М.Ю. Графика Валерия Тебекова // Идеи и идеалы. 2015. Т 1. № 1 (23). С. 127–136.
  35. Виницкая Н.В. Художественный символизм Николая Чепокова // Мир науки, культуры, образования. 2014. № 2 (45). С. 299–301.
  36. Жук С.А. Символы и образы алтайской мифологии в творчестве художника-педагога З.М. Ибрагимова // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). 2012. С. 238–241.
  37. Иванов С.В. Материалы по изобразительному искусству народов Сибири XIX — начала XX в.: сюжетный рисунок и другие виды изображений на плоскости. М., Л.: Издательство Академии наук СССР, 1954. 839 с.
  38. Тощакова Е.М. Традиционные черты народной культуры алтайцев (XIX – начало XX в.). Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1978. 157 с.
  39. Виницкая Н.В. Мифологические образы Алтая и их интерпретация в изобразительном искусстве // Культурное наследие Сибири. Т. 6. № 24. 2017. С. 12–24.
  40. Чинина А.В. Творчество Н. Чепокова как проявление сибирской ментальности «неоархаики» // Этнография Алтая и сопредельных территорий. 2020. № 10. С. 361–364. https://doi.org/10.37386/2687-0592-2020-10-361-364.
  41. Раменская Ю. В. Этнические мотивы традиционной алтайской культуры в книжной графике В.А. Раменского // Ученые записки (Алтайская государственная академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17). С. 172–176.