От древности к современности: неомифологическая перспектива в современном искусстве
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

неомифологическая эстетика, современное изобразительное искусство, неомиф, нарративные структуры, визуальные коды,

Как цитировать

Табунова Н. А. От древности к современности: неомифологическая перспектива в современном искусстве // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 178–195. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.011.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматриваются основания формирующейся «неомифологической эстетики» в современном искусстве, что открывает перспективы к анализу культурных и социальных изменений в условиях постмодернистского дискурса. Статья показывает, как через понятие мифа можно отслеживать реакцию искусства на актуальные вызовы времени. Автор исследует, как искусство обращается к мифологическим нарративам, адаптируя их к реалиям современной эпохи и создавая новые визуальные коды, отражающие актуальные вопросы идентичности и культурной трансформации. Для конкретизации такого явления, как современные мифы, в статье исследуются черты античных мифов и религиозных сюжетов, обозначаются их тождества и различия, на основе чего формулируется понятие «неомиф». В заключении автор обозначает способы функционирования современных мифов через деконструкцию ригидных смыслов и наращивание новых актуальных нарративов, а также определяет, каким образом неомифы отвечают полифонической структуре современной культуры.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.011
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2014. 352 с.
  2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Рипол Классик, 2013. 204 с.
  3. Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф / пер. с фр. С.Л. Фокина. СПб.: Фонд «Университет», 2002. 88 с.
  4. Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 559 с.
  5. Пачнер М. От литеры до литературы. Как письменное слово формирует мир, личность, историю. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. 448 с.
  6. Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: АСТ, 2015. 414 с.
  7. Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2009. 207 с.
  8. Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М.: ЮнитиДана, 2004. 365 с.
  9. Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2019. 496 с.