Аннотация
В статье рассматриваются основания формирующейся «неомифологической эстетики» в современном искусстве, что открывает перспективы к анализу культурных и социальных изменений в условиях постмодернистского дискурса. Статья показывает, как через понятие мифа можно отслеживать реакцию искусства на актуальные вызовы времени. Автор исследует, как искусство обращается к мифологическим нарративам, адаптируя их к реалиям современной эпохи и создавая новые визуальные коды, отражающие актуальные вопросы идентичности и культурной трансформации. Для конкретизации такого явления, как современные мифы, в статье исследуются черты античных мифов и религиозных сюжетов, обозначаются их тождества и различия, на основе чего формулируется понятие «неомиф». В заключении автор обозначает способы функционирования современных мифов через деконструкцию ригидных смыслов и наращивание новых актуальных нарративов, а также определяет, каким образом неомифы отвечают полифонической структуре современной культуры.
Библиографические ссылки
- Барт Р. Мифологии. М.: Академический проект, 2014. 352 с.
- Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция. М.: Рипол Классик, 2013. 204 с.
- Лаку-Лабарт Ф., Нанси Ж.-Л. Нацистский миф / пер. с фр. С.Л. Фокина. СПб.: Фонд «Университет», 2002. 88 с.
- Лосев А.Ф. Диалектика мифа. М.: Мысль, 2001. 559 с.
- Пачнер М. От литеры до литературы. Как письменное слово формирует мир, личность, историю. М.: КоЛибри, Азбука-Аттикус, 2019. 448 с.
- Ницше Ф. Так говорил Заратустра. М.: АСТ, 2015. 414 с.
- Нанси Ж.-Л. Непроизводимое сообщество. М.: Водолей, 2009. 207 с.
- Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г. Культурология. Теория культуры. М.: ЮнитиДана, 2004. 365 с.
- Юнг К.Г. Архетипы и коллективное бессознательное. М.: АСТ, 2019. 496 с.