Новое мифическое воображение: возрождение архетипов в творчестве Д.Д. Каминкера
Выпуск № 1 (36) 2025 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

современное российское искусство, скульптура, перформанс, миф, Дмитрий Каминкер,

Как цитировать

Глазов И. В. Новое мифическое воображение: возрождение архетипов в творчестве Д.Д. Каминкера // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2025. № 1 (36). С. 108–119. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.007.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена изучению роли мифа в современном искусстве России на примере творчества известного скульптора Дмитрия Давыдовича Каминкера, в произведениях которого значительное место занимает проблематика функционирования мифа в обществе и культуре. Указывая на определяющую роль мифа как ключевого механизма, обусловливающего действия массового сознания в глобальной социальной и культурной жизни XX века, автор ставит актуальную для творческой практики современных художников проблему преодоления репрессивного характера, который принимает миф в эту эпоху. В статье последовательно рассматриваются ключевые проекты художника. Особое внимание уделяется тому, как элементы различных мифологических систем перекликаются с культурными и социальными реалиями нашего времени, создавая многослойные нарративы, которые отражают сложность современного существования. Характерным для творческого метода Каминкера является работа сериями, объединенными единым замыслом в художественные проекты, включающие в себя элементы обряда, мистического действа, сакрализованной театральности и современного перформанса. Художник создает целостную картину современного мира, предлагая зрителю задуматься о своем месте в нем. Автор статьи показывает, что Каминкер использует миф не в качестве средства обогащения художественного языка, а сущностно, для объяснения человеческого опыта, оперируя универсальными темами, такими как любовь, страдание, поиск смысла и идентичности. В заключение делается вывод о том, что миф в работах Каминкера служит для осмысления и интерпретации актуальных социальных и культурных вопросов, что делает его творчество значимым вкладом в современное искусство.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2025.01.007
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Лосев А.Ф. Проблема символа и реалистическое искусство. М.: Искусство, 1995. 320 с.
  2. Мелетинский Е.М. Поэтика мифа. М.: Восточная литература РАН, 2000. 406 с.
  3. Батракова С.П. Искусство и миф. Из истории живописи XX века. М.: Наука, 2002. 213 с.
  4. Мириманов В.Б. Искусство и миф. Центральный образ картины мира. М.: Согласие, 1997. 327 с.
  5. Кошаев В.Б. Онтософия искусства христианского мира I – начала II тыс. н. э. М.: РГХПУ им. С.Г. Строганова, 2023. 619 с.
  6. Найдыш В.М. Философия мифологии. ХIХ – начало ХХI в. М.: Альфа М, 2004. 544 с.
  7. Барт Р. Мифологии / пер. с фр., вступ. ст. и коммент. С. 3енкина. М.: Академический Проект, 2008. 351 с.
  8. Делёз Ж. Гваттари Ф. Что такое философия? / пер. с фр. и послесл. С. Зенкина. М.: Академический Проект, 2009. 261 с.
  9. Элиаде М. Аспекты мифа / пер. с фр. В.П. Большакова. М.: Академический Проект, 2010. 251 с.
  10. Василевская Е.В. Слепой гребец // Дмитрий Каминкер. Каталог выставки в Государственном Русском музее / сост. Т. Мантурова. СПб.: [б. и.], 1999. Без пагинации.
  11. Деррида Ж. Письмо и различие / пер. с франц. А. Гараджи, В. Лапицкого и С. Фокина; сост. и общ. ред. В. Лапицкого. СПб.: Академический проект, 2000. 432 с.
  12. Хайдеггер М. Искусство и пространство // Хайдеггер М. Время и бытие: статьи и выступления / сост. и пер. с нем. В.В. Бибихина. М.: Республика, 1993. С. 312–316.