Реконструкция творческого метода Г.Ф. Борунова на примере картин «Председатель. Колхозная осень», «Красный трактор», «Иван Ползунов»
Выпуск № 4 (35) 2024 журнала "Искусство Евразии"
html
pdf
html
pdf

Ключевые слова

Г.Ф. Борунов, искусство XX века, живопись, творческий метод, рисунок, этюд, Государственный художественный музей Алтайского края, Академия художеств,

Как цитировать

Борунова В. А. Реконструкция творческого метода Г.Ф. Борунова на примере картин «Председатель. Колхозная осень», «Красный трактор», «Иван Ползунов» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 4 (35). С. 218–241. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.014.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматриваются особенности творческого метода заслуженного художника России Геннадия Фёдоровича Борунова (1928–2008) на примере анализа некоторых центральных живописных произведений в творчестве мастера: «Председатель. Колхозная осень», «Красный трактор», «Иван Ползунов», созданных им в зрелый период творчества и находящихся в собрании Государственного художественного музея Алтайского края. Творческий метод Г.Ф. Борунова уже подвергался подробному рассмотрению в диссертационном исследовании Е.А. Мушниковой. Настоящее исследование продолжает изучение данной проблемы. Новизна публикации заключается в том, что в научный оборот впервые вводятся рисунки и этюды к перечисленным произведениям из собрания семьи художника, которые до настоящего исследования проанализированы не были. С помощью формального и историко-биографического методов дана оценка степени изученности творческого наследия Г.Ф. Борунова, показано влияние обучения будущего художника в Институте живописи, скульптуры и архитектуры имени И.Е. Репина в творческой мастерской народного художника России Б.В. Иогансона на формирование его индивидуального творческого метода, а также репрезентация усвоенных Г.Ф. Боруновым в Академии художеств знаний и принципов в разработке ключевых художественных образов. Основой для проведенного анализа стали опубликованные ранее искусствоведческие труды о художнике, фрагменты воспоминаний Г.Ф. Борунова, репродукции описываемых в статье произведений, а также рисунки и этюды к ним.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.014

Библиографические ссылки

  1. Список источников
  2. Борунова В.А. Женские образы в творчестве Г.Ф. Борунова // XIV Сибирские искусствоведческие чтения «От эпохи зональных выставок “Сибирь социалистическая” к межрегиональным художественным выставкам “Сибирь” новейшей истории» в рамках Межрегиональной художественной выставки «Сибирь – XIII» : мат-лы науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: Алтайский дом печати, 2023. С. 89–92.
  3. Борунова В.А. Лирические образы Г.Ф. Борунова на примере экспозиции выставки «Неизвестный Борунов», посвященной 95-летию художника // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / сост. Л.В. Корникова, отв. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2023. С. 25–34.
  4. Борунова В.А. Популяризация села Павловск в контексте сохранения творческого наследия Г.Ф. Борунова // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / редкол.: М.Ю. Шишин, Н.С. Царёва, Л.В. Корникова, Т.В. Трояновская. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2021. С. 217–224.
  5. Борунова В.А. Специфика колорита в системе художественно-выразительных средств Г.Ф. Борунова // IX искусствоведческие Снитковские чтения : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: БП, 2022. С. 26–31.
  6. Борунова В.А. Теоретико-методологические подходы к исследованию «сурового стиля» и его проявления в творчестве сибирских художников на примере пейзажа // Искусство Евразии. 2022. № 4 (27). С. 40–57. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2022.04.003.
  7. Дариус Е.И. Алтайская земля и ее труженики в творчестве заслуженного художника России Г.Ф. Борунова // Алтай в литературе, кинематографе и изобразительном искусстве. Барнаул: Государственный художественный музей Алтайского края, 2017. С. 68–73.
  8. Дариус Е.И., Шишин М.Ю. Геннадий Борунов: жизнь, творчество, эпоха // Искусство Евразии. 2018. № 1 (8). С. 106–115. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2018.01.011.
  9. Красноцветова Л.Г. Некоторые особенности образной системы произведений Г.Ф. Борунова // Материалы научной конференции, посвященной 125-летию со дня рождения Г.И. Гуркина / отв. ред. А.С. Суразаков. Барнаул: [б. и.], 1996. С. 69–72.
  10. Мушникова Е.А. Мотив «дома» в творчестве художника Г.Ф. Борунова // Пятые искусствоведческие Снитковские чтения : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / науч. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: Алтайский дом печати, 2014. С. 134–139.
  11. Мушникова Е.А. Особенности графического искусства Г.Ф. Борунова // Вестник алтайской науки. 2013. № 2-2. С. 86–89.
  12. Мушникова Е.А. Пейзажное творчество алтайского живописца Г.Ф. Борунова // XI Сибирские искусствоведческие чтения «Сибирский пейзаж: от топа к типу, от мотива к художественному образу» : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / сост. В.Ф. Чирков. Красноярск: Поликор, 2018. С. 106–108.
  13. Мушникова Е.А. Специфика проявления «сурового стиля» в Сибирском искусстве (на примере творчества Г.Ф. Борунова) // Мир науки, культуры, образования. 2011. № 1 (26). С. 331–335.
  14. Мушникова Е.А. Творческий метод Г.Ф. Борунова: специфика и факторы становления : дис. канд. искусствоведения. Барнаул, 2013. 229 с.
  15. Мушникова Е.А. Творческое наследие алтайского художника Геннадия Фёдоровича Борунова // Искусство Евразии. 2017. № 1 (4). С. 69–79. https://doi.org/10.25712/ASTU.2518-7767.2017.01.004.
  16. Мушникова Е.А. Тема православия в творчестве Г.Ф. Борунова. Анализ произведения «Павловские иконописцы» // Grand Altai Research & Education. 2015. № 1. С. 41–45.
  17. Снитко Л.И. Г.Ф. Борунов // Изобразительное искусство Алтая : сб. очерков / сост. Л.И. Снитко. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1977. С. 46–49.
  18. Степанская Т.М. Драматические мотивы в живописи художников Алтая второй половины XX века // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 2 (33). С. 329–331.
  19. Шишин М.Ю. Жизнь и живопись Геннадия Борунова. Барнаул: Алтапресс, 2008. 140 с.
  20. Шишин М.Ю. Социальный заказ в искусстве: содержательный потенциал и методологические подходы к его раскрытию на примере творчества художника Г.Ф. Борунова // Манускрипт. 2018. № 5 (91). С. 138–141.
  21. Шишин М.Ю., Мушникова Е.А. Мотив дома в творчестве Г.Ф. Борунова: иконологический подход (на примере произведений из собрания государственного художественного музея Алтайского края) // Коллекция в коллекции : сб. мат-лов науч.-практ. конф. Кемерово: ИНТ, 2015. С. 165–176.
  22. Шишин М.Ю., Мушникова Е.А. Опыт иконологического анализа произведений Г.Ф. Борунова // Вестник алтайской науки. 2011. № 1. С. 65–70.
  23. Шишин М.Ю., Мушникова Е.А. Теоретико-искусствоведческие подходы к анализу произведений Г.Ф. Борунова // Мир науки, культуры, образования. 2012. № 3 (34). С. 243–245.
  24. Грачёва С.М. Жанровые особенности Петербургского академического изобразительного искусства второй половины ХХ века // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / отв. ред. Н.С. Царёва. Барнаул: ИП Соловьёв Д.А., 2023. С. 13–24.
  25. Иогансон Б.В. Молодым художникам о живописи. М.: Издательство Академии художеств СССР, 1959. 248 с.
  26. Левитин А.П. Человек щедрой души. Воспоминания о ленинградском художнике-педагоге Александре Дмитриевиче Зайцеве // Художник. 1984. № 3. URL: https://sovjiv.ru/news/1096 (дата обращения: 18.07.2024).
  27. Произведения Г.Ф. Борунова в коллекции Государственного художественного музея Алтайского края : каталог-альбом / сост.: Е.И. Дариус, А.В. Федотов, науч. ред. Л.Г. Красноцветова-Тоцкая. Барнаул: Алтайский дом печати, 2008. 80 с.
  28. Геннадий Фёдорович Борунов, заслуженный художник РСФСР. Живопись. Графика / сост. М.В. Леванидова; вступ. ст. Ю.Н. Сорокина. М.: Советский художник, 1986. 30 с., ил.
  29. Дариус Е.И., Федотов А.В. Художественное наследие Г.Ф. Борунова в собрании Государственного художественного музея Алтайского края // Творческая личность мастера и его роль в художественной культуре региона : сб. мат-лов науч.-практ. конф. / редколл.: М.Ю. Шишин, Н.С. Царёва, Л.В. Корникова, Т.В. Трояновская. Барнаул: Алтайский дом печати, 2019. С. 27–34.
  30. Красноцветова Л.Г. Современная Алтайская живопись // Искусство Алтая в Краевом музее изобразительных и прикладных искусств / авт.-сост. И.К. Галкина. Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1989. С. 79–103.
  31. Борунов Г.Ф. О работе над картиной «Иван Ползунов» // Ползуновские чтения 1991 года / ред. А.Д. Сергеев. Павловск: Алтайское отделение Советского фонда культуры, 1991. С. 31–34.