Двое с одного листа: атрибуция мужских гравюрных портретов первой трети XVIII века из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля
Выпуск № 4 (35) 2024 журнала "Искусство Евразии"
html
pdf
html
pdf

Ключевые слова

немецкая гравюра XVIII века, атрибуция, искусствоведческая экспертиза, портрет, Омский музей имени М.А. Врубеля, Георг Лихтенштегер, Филипп Килиан,

Как цитировать

Буреева Ф. М. Двое с одного листа: атрибуция мужских гравюрных портретов первой трети XVIII века из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 4 (35). С. 66–75. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.004.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье обосновывается атрибуция двух мужских гравюрных портретов XVIII века из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля на основе образно-стилистического анализа с применением технологического и историко-предметного метода. Произведения считались работами неизвестных французских мастеров. До настоящего времени эти листы практически не входили в поле внимания исследователей музейной коллекции. В ходе изучения установлены имена героев произведений — немецких медиков Вейта Ридлина (1656–1724) и Иоганна Морица Хоффманна (1653–1727). Портрет последнего выполнил немецкий гравер из Нюрнберга Георг Лихтенштегер (1700–1781) по инвенции Иоганна Кристофа Филлиша (1692–1742). Имя автора изображения Вейта Ридлина остается неизвестным. Однако портрет композиционно восходит к гравюре аугсбургского мастера Филиппа Килиана (1628–1693) по оригиналу Иоганна Ульриха Майра (1629–1704) 1685–1686 годов. Оба произведения датируются 1730 годом и были опубликованы в научном издании академии Леопольдины. Результаты исследования позволят максимально полно представить графическую коллекцию в научном каталоге музейного собрания, произведения могут быть включены в тематические выставочные проекты и использованы в просветительских музейных проектах.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.04.004

Библиографические ссылки

  1. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М.: Изобразительное искусство, 1985. 288 с.
  2. Трошина Т.М. Французский графический портрет XVII века : автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 1992. 23 с.
  3. Водо Н.Н. Очерки истории и техники гравюры. Тетрадь 6. Французская гравюра XVIII века. М.: Изобразительное искусство, 1987. 34 с., ил.
  4. Ландер И.Г. Репродукционная гравюра и книжная графика в английском искусстве XVIII века : автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2004. 24 с.
  5. Тетермазова З.В. Подражание и отражение. Портретная гравюра в России второй половины XVIII века. М.: Новое литературное обозрение, 2024. 304 с., ил.
  6. Rozenthal L. La gravure. Paris: H. Laurens, 1909. 472 p.
  7. Портреты художников в западноевропейской гравюре XVI–XVIII веков : каталог выставки / Государственный Эрмитаж; сост. Н.К. Масюлионите. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2009. 240 с., ил.
  8. Время Людовика XIV в портретной гравюре Робера Нантейля : каталог выставки / Государственный Эрмитаж; сост. Н.К. Масюлионите. СПб.: Изд-во Государственного Эрмитажа, 2022. 192 с.: ил.
  9. Немецкая гравюра XV–XVI вв. : каталог выставки / ГМИИ им. А.С. Пушкина; сост. Ч.А. Мезенцева. Л.: Советский художник, 1969. 72 с., ил.
  10. Искусство офорта. Избранные листы из собрания гравюрного кабинета Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина : каталог выставки / сост. Е.С. Левитин. М.: Галарт, 2003. 367 с., ил.
  11. Медведев М.Ю. Геральдика или истинная наука о гербах. М.: Гербы и флаги, 2008. 144 с., ил.
  12. Масюк Т.В. Обзор маркировок производителей бумаги XVI–XIX веков (по материалам фонда русской и зарубежной графики Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля) // Сборник научных трудов Омского музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля / ред. Ф.М. Буреева. Омск: Топ-Принт, 2016. С. 56–60.