Аннотация
Статья посвящена атрибуции произведений западноевропейской живописи XVIII–XIX веков из собрания Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля, одного из крупнейших региональных музеев страны. Изучение богатейших коллекций западноевропейского искусства, сосредоточенных в региональных отечественных музеях, — собраний, зачастую малоизвестных даже специалистам, имеет особую актуальность, позволяя восстанавливать страницы истории искусства и заполнять ее лакуны. Живописные произведения, ставшие объектом исследования в статье, относятся к числу первых музейных поступлений 1920-х годов. На протяжении долгого времени они не привлекали к себе внимания специалистов, их изучение происходило уже на современном этапе. Атрибуция проведена на основе применения комплексного подхода, предусматривающего использование сравнительного стилистического анализа, технико-технологических исследований, а также работу с архивными документами. Такой подход демонстрирует многообразие способов и путей атрибуции. В результате определено авторство трех произведений, в научный оборот введены ранее неизвестные произведения, принадлежащие кисти значимых европейских мастеров XVIII–XIX веков — венецианского живописца Грегорио Ладзарини (1657–1730), французских художников Жана-Луи де Марна (Демарна) (1752–1829) и Анри Дювье (Дюве) (1855–1902).
Библиографические ссылки
- Виппер Б.Р. К проблеме атрибуции // Виппер Б.Р. Статьи об искусстве. М.: Искусство, 1970. С. 541–560.
- Маркова В.Э. Картины итальянских мастеров XIV–XVIII веков из музеев СССР. М.: Советский художник, 1986. 264 с.
- Садков В. Новые атрибуции // Художник. 1984. № 11. С. 57–59.
- Никулин Н.Н. Якоб Филипп Хаккерт : каталог выставки. СПб.: Славия, 1998. 111 с.
- Новосельская И.Н. Картины Ж.-Б. Грёза в музеях Советского Союза // Труды Государственного Эрмитажа. Т. XXV (Западноевропейское искусство). Л.: Искусство, 1985. С. 92–104.
- Савинская Л.Ю. Коллекция живописи князей Юсуповых. М.: [б. и.], 2017. 970 с.
- Краснобаева М.Д., Шарнова Е.Б. Французская живопись в Архангельском. М.: Три Квадрата, 2011. 496 с.
- Артемьева И.С., Сягаева И.С. О картинах Грегорио Ладзарини в собрании П.Б. Шереметева и других российских коллекциях // Декоративное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник РГХПУ. 2023. № 4. Ч. 2. С. 65–78.
- Консерваторы и бунтари. Французская живопись и скульптура из собрания Эрмитажа : каталог выставки / ред. М.Б. Пиотровский, авт. ст. и анн. А.А. Бабин, Н.Б. Дёмина, Е.И. Карчёва. СПб.: Славия, 2023. 200 с.
- Реутова Е.М. Определение провенанса картины как инструмент атрибуции // Университетский научный журнал. Филологические и исторические науки, археология и искусствоведение. 2022. № 67. С. 163–170. https://doi.org/10.25807/22225064_2022_67_163.
- Документы (акты, списки, переписка) о передаче экспонатов в Омский краеведческий музей. 1924−1927 // Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. 1076. Оп. 1. Д. 29.
- Описи имущества Михайловского дворца. 1889 // Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 533. Оп. 2. Д. 492.
- Омский музей изобразительных искусств. Живопись. Скульптура. Графика : каталог / сост. Г.Н. Мосензов. Омск: Омский музей изобразительных искусств, 1941. 98 с.
- Schurr G. Les Petits Maîtres de la Peinture, 1820–1920. Tomes 1–7. Paris: Editions de l'Amateur, 1969–1989.
- Линник И. Голландская живопись XVII века и проблемы атрибуции картин. Л.: Искусство, 1980. 247 с.