Аннотация
Творческое наследие К.А. Коровина входит в группу произведений художников, наиболее часто фальсифицируемых, поэтому тема определения подлинности его произведений актуальна. Глобализационные процессы и ряд других факторов, ослабляющих признаки индивидуальности в российском обществе, безусловно, отражаются на современном искусстве. Однако художественная культура наряду с имеющимися в ней формами анонимности продолжает приветствовать авторство. Аутентичность предмета искусства дает возможность понять талант художника, идеи и переживания, свойственные времени, в котором жил и работал мастер; проследить, насколько значимо в современности всё то, что волновало художника в его эпоху. Преградой в общении зрителя с подлинными произведениями становятся неправомерные действия в художественной культуре. К таковым можно причислить фальсифицирование авторского творчества. Статья представляет результат межмузейного сотрудничества в исследовании как подлинных произведений К.А. Коровина с целью определения устойчивых художественных приемов, так и трех картин, выдаваемых за произведения этого живописца. Основным методом работы послужила искусствоведческая экспертиза с использованием физико-химических анализов. Группу межмузейного сотрудничества составили специалисты из Центра художественной экспертизы имени И.Е. Репина, Научно-исследовательской лаборатории Московского музея современного искусства и Омского областного музея изобразительных искусств имени М.А. Врубеля. В рамках исследования проведена рентгенография и определен состав красочных паст и грунта шести картин, в результате чего установлено авторство трех произведений К.А. Коровина, а также выявлено три поддельных полотна. Выводы исследования пополнили банк технологических данных произведений искусства К.А. Коровина новыми сведениями и обогатили знания о творческом методе художника.
Библиографические ссылки
- Коган Д.З. Константин Коровин. М.: Искусство, 1964. 360 с.
- Молева Н.М. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма. Документы. Воспоминания. М.: Изд-во Академии художеств СССР, 1963. 564 с.
- Власова Р.И. Константин Коровин. Творчество. Л.: Художник РСФСР, 1969. 196 с.
- Derrick M., Stulik D., Landry J.-M. Infrared spectroscopy in Conservation Science. Scientific tools for conservation. Los Angeles: Getty Conservation Institute, 1999. 228 р.
- Eastaugh N., Walsh V., Chaplin T., Siddall R. Pigment compendium: A dictionary and optical microscopy of historical pigments. Abingdon: Routledge, 2008. 968 р.
- Thomas L. Analysis of modern paints. Los Angeles, California: Getty Conservation Institute, 2005. 220 р.
- Каталог подделок произведений живописи / ред. В.В. Петраков, В.К. Рощин. М.: Россвязьохранкультура, В.К. Рощин. 2007. Ч. 2. 168 с.
- Геращенко И.В. Три миниатюрных пейзажа Константина Коровина // Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства : материалы IХ науч. конф. / под ред. Л.И. Иовлевой, А.В. Углик. М.: Объединение «Магнум Арс». 2005. С. 128–130.
- Каминский Д.В. Константин Коровин как повод для передатировки живописных пигментов сульфоселенида кадмия и виридоновой зеленой. СПб.: Фонд «Александр», 2018. 128 с.
- Гренберг Ю.И., Писарева С.А., Кадикова И.Ф. Анатомия русского авангарда. М.: Три квадрата, 2017. 292 с.
- Терновец Б.Н. Коровин, Серов. М.: Государственное издательство, 1925. 76 с.