Произведения Якова Вебера в собрании Литературно-художественного музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин»
Выпуск № 3 (34) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
pdf
HTML
pdf

Ключевые слова

Яков Вебер, ранние работы, академическая живопись, русское изобразительное искусство, рубеж XIX–XX веков, Музей книги А.П. Чехова,

Как цитировать

Степаненко А. А., Кузьмина О. В. Произведения Якова Вебера в собрании Литературно-художественного музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 3 (34). С. 134–141. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.008.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья знакомит с двумя ранними работами художника, заслуженного деятеля искусств АССР немцев Поволжья Якова Яковлевича Вебера (1870–1958): рисунком «Unser Grossmütterlein» («Наша бабулечка», 1891) и картиной «Улица в Поволжье» (1894). Произведения переданы в фонды Литературно-художественного музея книги А.П. Чехова «Остров Сахалин» в 2023 году, который стал, благодаря ценному дару, единственным в восточной части России учреждением — обладателем работ художника. В ходе исследования установлена высокая художественная ценность произведений. Они созданы в начале творческого пути, когда Я.Я. Вебер проживал вместе с семьей в селе Ровное, а затем переехал в Саратов и обучался у таких мастеров, как Г.П. Баракки, В.В. Коновалов и Ф.Н. Корнеев. Будучи копиистом в художественном музее имени А.Н. Радищева, он формируется и как самостоятельный художник. Работ Я.Я. Вебера этого периода сохранилось крайне мало. Те, что известны, представляют собой изображения родных мест и близких людей. Так, рисунок «Unser Grossmütterlein» («Наша бабулечка») рифмуется с «Портретом бабушки Я.Я. Вебера (профиль)» (1887) и «Женским портретом» (1890). Картина «Улица в Поволжье» дополняет ряд из пейзажей «Сумерки с фигурками людей» (1893) и «Восход луны» (1894). Две работы мастера вписаны в контекст жизни и творчества художника и позволяют составить более полное представление о его первых шагах в изобразительном искусстве.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.03.008
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Подорольский А. Чехов и художники. М.: Сам Полиграфист, 2013. 224 с.
  2. Хорошилова В.Г. Талант от Волги. Художник Яков Вебер. Нижний Новгород: ДЕКОМ, 2005. 228 с.
  3. Хорошилова В.Г. Яков Вебер. Саратов: Волга, 2020. 104 с.
  4. Мальцева Ф.С. Фёдор Александрович Васильев. Л.: Художник РСФСР, 1986. 216 с.
  5. Петров В.А. Исаак Ильич Левитан. СПб.: Художник России, 1992. 199 с.
  6. Пастон Э.В. Василий Дмитриевич Поленов. СПб.: Художник РФСФР, 1991. 186 с.
  7. Мальцева Ф.С. Алексей Кондратьевич Саврасов. Л.: Художник РФСФР, 1989. 248 с.
  8. Леняшин В.А. Валентин Александрович Серов. Л.: Художник РФСФР, 1989. 248 с.
  9. Шувалова И.Н. Иван Иванович Шишкин. СПб.: Художник России, 1993. 212 с.
  10. Яровинская А.И. Заметки о творчестве художника Я.Я. Вебера // Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева. Статья и публикации. Вып. 4. Саратов: Саратовский университет, 1977. С. 111–125.
  11. Церникель М. Я. Вебер. Некоторые факты жизни и судьбы его произведений // Сообщения Энгельсского краеведческого музея. Вып. 5: Немцы в Саратовском Поволжье / под науч. ред. И.Р. Плеве. Саратов: Саратовский университет, 1997. С. 95–102.
  12. Герман А.А. Про немцев Поволжья. Несостоявшееся возвращение: немцы в Поволжье. 1955–2010 годы // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия История. Международные отношения. 2022. Т. 22. Вып. 1. С. 13–21. https://doi.org/10.18500/1819-4907-2022-22-1-13-21.
  13. Гордон Е.С. Русская академическая живопись второй половины XIX века : дис. … канд. искусствоведения. М., 1985. 220 с.
  14. Евстратова Е.Н., Ефремова Л.А., Постникова Т.В. Репин, Суриков, Васнецов: летописцы русской живописи. М.: ОЛМА Медиа Групп, 2013. 304 с.
  15. Варенцова Ю.О. Передвижники. Художники-передвижники и самые важные картины конца XIX – начала XX века. М.: Эксмо, 2020. 256 с.