Иракские художники-монументалисты, выпускники вузов СССР: выпускные работы как синтез национального и индивидуального
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

монументальное искусство, арабское искусство, советское образование, иракский художник,

Как цитировать

Нефёдова О. В. Иракские художники-монументалисты, выпускники вузов СССР: выпускные работы как синтез национального и индивидуального // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 176–187. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.012.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена выпускным проектам первых иракских художников-монументалистов, приехавшим в СССР для получения высшего художественного образования в начале 1960-х годов. Махмуд Сабри (1927–2012) поступил в качестве ассистента-стажера в Московский государственный академический художественный институт имени В.И. Сурикова в 1960 году, Шамс ад-Дин Фарис (1937–1983) и Ахмед аль-Нуман (1939–2013) были приняты в Московскую государственную академию промышленных и прикладных искусств имени С.Г. Строганова (тогда Московское высшее художественно-промышленное училище) в 1961 году. В статье затронута тема создания и дипломной защиты трех выпускных проектов иракских художников: «Страна моя» (1962–1963) Махмуда Сабри, «Народная свадьба» (1967) Шамс ад-Дина Фариса и «Празднование битвы Ашуры» (1967) Ахмеда аль-Нумана. Цель статьи — восстановить историю появления этих монументальных проектов, выявить отражение в грандиозных панно политического и социального опыта студентов, соотношение национальных черт и индивидуальных художественных поисков, а также определить причины, по которым проекты не были реализованы. В основе исследования лежат ранее не публиковавшиеся архивные материалы Московского государственного академического художественного института имени В.И. Сурикова, Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова, Министерства культуры СССР и Министерства культуры Российской Федерации, а также другие архивные материалы Российского государственного архива литературы и искусства (РГАЛИ) и Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ). Исследование проведено при участии родственников и друзей художников на основе материалов, собранных в ходе встреч, интервью и переписки.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.012
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Alviso-Marino A. Impact of transnational experiences. The case of Yemeni artists in the Soviet Union // Arabian Humanities [online]. 2013. № 1. https://doi.org/10.4000/cy.2229.
  2. Nefedova O. Arab artists of the Mediterranean world: the early history of art education for artists from Syria, Lebanon and Algeria in the USSR in the 1950s, 60s, and 70s // Mediterranean mosaic: history and art, vol. 6 / ed. by E. Fonzo, A. Haakenson. Fisciano: ICSR Mediterranean Knowledge, 2019. P. 93–115. https://doi.org/10.26409/2019MKbook01.
  3. Nefedova O. Three monumental murals for Baghdad: Mahmoud Sabri, Shams al-Din Faris, Ahmed al Numan study years in the USSR // Journal of Contemporary Iraq & the Arab World. 2021. Vol. 15. № 1–2. P. 103–119. https://doi.org/10.1386/jciaw_00042_1.
  4. Nefedova O. Art and artists crossing borders: untold stories of the first Iraqi art exhibition in the USSR // Stedelijk Studies. 2019. № 9. P. 1–16.
  5. Хрипун В. Иностранные студенты в вузах Ленинграда в 1950-е – середине 1960-х годов // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского университета. 2013. № 14. С. 280–293.
  6. Белов В. Подготовка кадров для зарубежных стран в советских вузах. Калининград: Издательство Калининградского государственного университета, 2003. 267 с.
  7. Shabout N. Historiographic invisibilities: the case of contemporary Iraqi art // International Journal of the Humanities. 2006. Vol. 3. № 9. P. 53–64. https://doi.org/10.18848/1447-9508/CGP/v03i09/41827.
  8. Ali W. Modern Islamic art: development and continuity. Gainesville: University Press of Florida, 1997. 240 p.
  9. Naef S. A la recherché d’une modernité arabe. Genève: Editions Slatkine, 1996. 456 p.
  10. Shabout N. Modern Arab art: formation of Arab aesthetics. Gainesville: University Press of Florida, 2007. 240 p.
  11. Сабри М. Художник и реальный мир // Иностранная литература. 1963. № 6. С. 239–242.
  12. Фарис Ш. аль-Д. Исторические истоки и становление монументальной живописи в современном Ираке : дис. … канд. искусствоведения. М., 1971. 148 с.
  13. Jawdat A.A.-R., Arif M., Faris Sh. al-D., Al-Kamali I. New realism/Baghdad: Manifesto of new realism // Modern art in the Arab world. Primary documents / ed. by A. Lenssen, S. Rogers, N. Shabout. New York: Museum of Modern Art, 2018. P. 367–369.