От места действия к пространству смысла: творчество Ч. Гунгаасуха и его роль в развитии искусства сценографии в Монголии в последней трети XX века
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

изобразительное искусство Монголии, сценография, театр, Чойжылжавын Гунгаасух, реализм, модернизм, сценическое пространство, национальные мотивы,

Как цитировать

Батхулэг Э. От места действия к пространству смысла: творчество Ч. Гунгаасуха и его роль в развитии искусства сценографии в Монголии в последней трети XX века // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 112–129. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.008.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В статье рассматривается творческая деятельность выдающегося художника-сценографа, народного художника Ч. Гунгаасуха и анализируется его значительная роль в развитии театрально-декорационной живописи в Монголии XX века. Основу для его искусствоведческого изучения образует обширный изобразительный материал, хранящийся в фондах Театрального музея в Улан-Баторе и до сих еще в полной мере не известный специалистам. Анализ сохранившихся эскизов позволяет сделать вывод о том, что творчество Чойжылжавына Гунгаасуха сыграло определяющую роль в утверждении на монгольской сцене модернистских принципов декорационного решения, основу которых составило совершенно новое понимание задачи организации сценического пространства. Их рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что использованные художественные приемы имели задачей усилить выразительный потенциал сценического оформления, превратив живописно-пластический образ в важнейший содержательный фактор театральной постановки. Кроме того, творчество Ч. Гунгаасуха сыграло исключительно важную роль в процессе утверждения на монгольской сцене 1970–1980-х годов национальной тематики, тем самым предвосхитив важнейшие тенденции в развитии современного монгольского искусства.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.008
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Ли Чуньсян. Искусство сценической декорации в социалистической Монголии // Искусство Евразии. 2021. № 3 (22). C. 90–103. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.008.
  2. Сономцэрэн Л., Батчулуун Л. Монголын дүрслэх урлагийн товч түүх (1940–1989). Улаанбаатар: Улсын хэвлэх газар, 1989. 160 х.
  3. Уранчимэг Д., Яйленко Е.В., Сарантуяа Б. Илья Репины академийн дэг сургалт монголын дүрслэх урлаггт. Улаанбаатар: Unipress, 2023. 162 х.
  4. Батчулуун Л. Лувсангийн Гаваа. Улаанбаатар: Интерпрес. 2014. 176 х.
  5. Мушникова Е.А. Вклад художника Лувсангийна Гавы в развитие театрально-декорационного искусства Монголии // Ученые записки (Алтайская Государственная Академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17). С. 161–166.
  6. Батхулэг Э. Роль монгольских художников — выпускников Ленинградского института имени Репина в развитии театрально-декорационного искусства Монголии (на примере анализа творческой деятельности Лувсангийна Гаваа) // Искусство Евразии. 2023. № 3 (20). С. 56–71. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.005.
  7. Дүрслэх Урлагийн Сургуулийн Түүхэн Товчоон / Ерөнхий редактор Э. Сонинтогос. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2021. 304 х.
  8. Uranchimeg D. Modernism in the Mongolian fine arts. Ulaanbaatar: Unipress, 2023. 336 p.
  9. Уранчимэг Д., Яйленко Е.В., Сарантуяа Б. Зуун дамнасан зураач Дагдангийн Амгалан. Улаанбаатар: Unipress, 2023. 266 с.
  10. Мазова Е.В. Ярусное построение композиции как прием структурирования театрального и изобразительного пространства в искусстве Александра Тышлера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (90). C. 135–140.