Аннотация
В статье рассматривается творческая деятельность выдающегося художника-сценографа, народного художника Ч. Гунгаасуха и анализируется его значительная роль в развитии театрально-декорационной живописи в Монголии XX века. Основу для его искусствоведческого изучения образует обширный изобразительный материал, хранящийся в фондах Театрального музея в Улан-Баторе и до сих еще в полной мере не известный специалистам. Анализ сохранившихся эскизов позволяет сделать вывод о том, что творчество Чойжылжавына Гунгаасуха сыграло определяющую роль в утверждении на монгольской сцене модернистских принципов декорационного решения, основу которых составило совершенно новое понимание задачи организации сценического пространства. Их рассмотрение позволяет сделать вывод о том, что использованные художественные приемы имели задачей усилить выразительный потенциал сценического оформления, превратив живописно-пластический образ в важнейший содержательный фактор театральной постановки. Кроме того, творчество Ч. Гунгаасуха сыграло исключительно важную роль в процессе утверждения на монгольской сцене 1970–1980-х годов национальной тематики, тем самым предвосхитив важнейшие тенденции в развитии современного монгольского искусства.
Библиографические ссылки
- Ли Чуньсян. Искусство сценической декорации в социалистической Монголии // Искусство Евразии. 2021. № 3 (22). C. 90–103. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2021.03.008.
- Сономцэрэн Л., Батчулуун Л. Монголын дүрслэх урлагийн товч түүх (1940–1989). Улаанбаатар: Улсын хэвлэх газар, 1989. 160 х.
- Уранчимэг Д., Яйленко Е.В., Сарантуяа Б. Илья Репины академийн дэг сургалт монголын дүрслэх урлаггт. Улаанбаатар: Unipress, 2023. 162 х.
- Батчулуун Л. Лувсангийн Гаваа. Улаанбаатар: Интерпрес. 2014. 176 х.
- Мушникова Е.А. Вклад художника Лувсангийна Гавы в развитие театрально-декорационного искусства Монголии // Ученые записки (Алтайская Государственная Академия культуры и искусств). 2018. № 3 (17). С. 161–166.
- Батхулэг Э. Роль монгольских художников — выпускников Ленинградского института имени Репина в развитии театрально-декорационного искусства Монголии (на примере анализа творческой деятельности Лувсангийна Гаваа) // Искусство Евразии. 2023. № 3 (20). С. 56–71. https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.03.005.
- Дүрслэх Урлагийн Сургуулийн Түүхэн Товчоон / Ерөнхий редактор Э. Сонинтогос. Улаанбаатар: Мөнхийн үсэг, 2021. 304 х.
- Uranchimeg D. Modernism in the Mongolian fine arts. Ulaanbaatar: Unipress, 2023. 336 p.
- Уранчимэг Д., Яйленко Е.В., Сарантуяа Б. Зуун дамнасан зураач Дагдангийн Амгалан. Улаанбаатар: Unipress, 2023. 266 с.
- Мазова Е.В. Ярусное построение композиции как прием структурирования театрального и изобразительного пространства в искусстве Александра Тышлера // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2018. № 4 (90). C. 135–140.