Феномен «деревенского реализма» в творчестве художников юго-запада Китая
Выпуск № 2 (33) 2024 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

деревенский реализм, современная китайская живопись, культурная идентичность, изобразительное искусство юго-запада Китая,

Как цитировать

Лю Ц. Феномен «деревенского реализма» в творчестве художников юго-запада Китая // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2024. № 2 (33). С. 142–161. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.010.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

В работе исследуется направление «деревенский реализм», историко-политические, социокультурные факторы, повлиявшие на его зарождение и развитие в китайском изобразительном искусстве последней трети XX столетия. Изучение «деревенского реализма», ставшего неким индикатором, отражающим атмосферу эпохи, особенности мировоззрения, в том числе диалога восточной и западной культур, актуально как для китайского, так и для российского искусствоведения на современном этапе. Однако этот феномен еще не получил исчерпывающего осмысления. Предлагаемая статья является попыткой комплексного рассмотрения «деревенского реализма» в творчестве живописцев юго-запада Китая как знакового явления в художественной культуре страны XX века. На основе переводов, изучения и систематизации сведений, рассредоточенных в разных источниках, автор детально исследует генезис «деревенского реализма» и его роль в истории современного китайского изобразительного искусства; раскрывает общественно-политические и социально-философские аспекты этого направления, выявляет динамику изменения художественно-выразительных средств и иконографической системы, анализирует конвергенцию западного и национального на примере репрезентативных полотен ведущих представителей «деревенского реализма» юго-запада Китая, возглавивших направление.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2024.02.010
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Лю Тяньцюань. «Я надеюсь, что смогу взять на себя миссию создания нового китайского искусства»: личность и творчество художника Ни Идэ // «ARTE»: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 4. С. 103–110.
  2. Лю Тяньцюань. «Деревенский реализм» в творчестве Ло Чжунли: истоки, образы, смыслы // Бюллетень международного центра «Искусство и образование». 2023. № 5. С. 97–110.
  3. Гультяева Г.С. Реалистическая живопись Китая XX века в контексте визуализации культуры // Обсерватория культуры. 2021. № 18 (1). С. 32–43.
  4. 高名禄. 中国现代美术史. 上海:上海大学出版 社,2021年 [Гао Минлу. История современного китайского искусства. Шанхай: Издательство Шанхайского университета, 2021. 623 с.]. (На кит. яз.)
  5. 呂澎. 20世纪中国艺术史. 北京:北京大学出版社, 2009年 [Люй Пэн. История китайского искусства в XX веке. Пекин: Издательство Пекинского университета, 2009. 1107 с.]. (На кит. яз.)
  6. 卢红. 中国当代艺术史1978–2008. 河北石家庄 美术出版社, 2014年 [Лу Хун. История современного китайского искусства 1978–2008 гг. Хэбэй: Издательство изящных искусств Хэбэя, 2014. 566 с.]. (На кит. яз.)
  7. 邹跃进. 新中国 美术史 1949–2000. 长沙:湖南美术出版社. 2002 年 [Цзоу Юецзинь. История искусства нового Китая (1949–2000). Чанша: Издательство «Хунаньское искусство», 2002. 337 с.]. (На кит. яз.)
  8. 李超. 中国现代油画史. 上海:上海书画出版社, 2007年 [Ли Чао. История современной китайской масляной живописи. Шанхай: Шанхайское издательство живописи и каллиграфии, 2007. 392 с.]. (На кит. яз.)
  9. Sullivan M., Murphy F.D. Art and artists of twentieth-century China. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1996. 354 p.
  10. Andrews J.F. Art and politics in the People's Republic of China, 1949–1979. Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press, 1994. 568 p.
  11. Andrews J.F., Kuiyi Shen. The art of modern China. Berkeley: University of California Press, 2012. 384 p.
  12. Andrews J.F., Kuiyi Shen. A century in crisis: modernity and tradition in the art of twentieth century China. New York: Guggenheim Museum, 1998. 336 p.
  13. 费孝通. 乡土中国. 上海:上海人民出版社, 2019年 [Фэй Сяотун. Сельский Китай. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2019. 173 с.]. (На кит. яз.)
  14. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2008. 212 с.
  15. Му Кэ. Проблемы становления и развития станковой живописи в китайском искусстве XX века : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2018. 149 с.
  16. Го Сяобинь. Влияние советской живописи 1950–1960-х годов на развитие китайского изобразительного искусства: рецепции и традиции в художественной жизни Китая : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2017. 174 с.
  17. Чэнь Чжэнвэй. Китайская реалистическая живопись XX века : дис. ... канд. искусствоведения. СПб., 2006. 210 с.
  18. Бондаренко Л.К. Тема деревни в творчестве советских живописцев 1960–1970-х годов : автореферат дис. ... канд. искусствоведения. М., 2005. 28 с.
  19. Ван Син. Картина «Отец» (1980) китайского художника Ло Чжунли: символизм и особенности раскрытия образа крестьянина // Артэфакт. 2021. № 15. С. 133–138.
  20. Лу Фэй. Портретный жанр в творчестве художника Мао Яня в русле новейших тенденций китайской живописи 1990-х – 2010-х годов : дис. ... канд. искусствоведения. М., 2023. 263 с.
  21. Переверзев В.В. Причины начала «культурной революции» в отражении современной отечественной историографии // Китай: история и современность: материалы VII международ. науч.-практ. конф. / отв. ред. С.В. Смирнов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2014. С. 115–120.
  22. 陈明远. 知识分子与人民币时代. 北京: 文汇出版社, 2006年 [Чэнь Минъюань. Эпоха интеллигенции и экономики. Пекин: Издательство Вэньхуэй, 2006. 301 с.]. (На кит. яз.)
  23. Галенович Ю.М. История взаимоотношений России и Китая : в 4 кн. Кн. 3, ч. 1. М.: Русская панорама, 2011. 462 с.
  24. 林钰源. 罗中立与《 父亲》. 文艺争鸣, 2010年 第11X期 18–21 [Линь Юйюань. Ло Чжунли и «Отец» // Полемика в литературе и искусстве. 2010. № 11X. С. 18–21]. (На кит. яз.)
  25. Усов В.Н. «Культурная революция» в Китае // Китай: история в лицах и событиях / под общ. ред. С.Л. Тихвинского. М.: Политиздат, 1991. С. 157–160.
  26. Сертакова Е.А., Хуснуллина Р.Е. Проблема национальной идентичности в современном китайском кинематографе (материковый Китай, Гонконг, Тайвань) // «ARTE»: электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 1. С. 95–102.
  27. Федякшина А.Е. Эрих Фромм об экзистенциальных потребностях человека // Сумма философий. Вып. 6 : сб. научн. трудов. Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2006. С. 174–176.
  28. 邵大箴. 红遍大江南北:20 世纪 60 年代中国新艺术访谈录(1949–2009年). 北京:人民美术出版社, 2009年 [Шао Дачжэнь. Популярность по всей стране : Интервью о 1960-х годах нового китайского искусства (1949–2009). Пекин: Народное издательство изобразительного искусства, 2009. 575 c.] (На кит. яз.)
  29. 盛葳. 后殖民理论视角下的中国当代艺术. 北京: 文化与艺术出版社, 2020年 [Шэн Вэй. Китайское современное искусство в перспективе постколониальной теории. Пекин: Издательство «Культура и искусство», 2020. 307 с.]. (На кит. яз.)