У Гуаньчжун: путь становления мастера
Выпуск № 4 (31) 2023 журнала "Искусство Евразии"
HTML
PDF
HTML
PDF

Ключевые слова

У Гуаньчжун, ранний период творчества, художники Китая XX века, история изобразительного искусства Китая, современная китайская живопись, вестернизация китайского искусства,

Как цитировать

Лю Т. У Гуаньчжун: путь становления мастера // Искусство Евразии [Электронный журнал]. 2023. № 4 (31). С. 246-261. URL: https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.016.
Лицензия Creative Commons

Это произведение доступно по лицензии Creative Commons «Attribution-NonCommercial» («Атрибуция — Некоммерческое использование») 4.0 Всемирная.

Отправить материал

Текущий выпуск

Аннотация

Статья посвящена личности и творчеству У Гуаньчжуна, выдающегося китайского художника XX столетия, во многом определившего пути развития современной живописи Китая. В центре внимания — первый, ранний этап творческой биографии (1919–1949) мастера, который до настоящего времени еще не входил в область научных интересов российских исследователей и носит обзорный характер в публикациях зарубежных искусствоведов. На основе переводов, изучения и систематизации разрозненной информации в статье реконструированы годы становления У Гуаньчжуна в профессии, проанализированы и осмыслены вехи обучения художника, его эстетико-мировоззренческие установки. Введение в научный оборот данных иноязычных работ (не переведенных на русский язык), в том числе материалов интервью и автобиографии китайского живописца, вписанных в историко-культурологический контекст эпохи, существенно расширяют представления о раннем периоде творчества У Гуаньчжуна, роли художника в развитии китайской живописи, помогают глубже осмыслить природу личности и художественную стратегию мастера, воплощенную им в работах начиная с 1970-х годов.

https://doi.org/10.46748/ARTEURAS.2023.04.016
Читать полную версию

Библиографические ссылки

  1. Лю Тяньцюань. «Я надеюсь, что смогу взять на себя миссию создания нового китайского искусства»: личность и творчество художника Ни Идэ // ARTE. 2022. № 4. С. 103–110.
  2. Kao Mayching. The Art of Wu Guanzhong // Farrer A. Wu Guanzhong: a twenty-century Chinese painter. London: British Museum Press, 1992. P. 24–37.
  3. Liu Wenwen. Modernity through syncretism and eclecticism: Wu Guanzhong’s artistic practice in the cultural and political environment of the PRC (1949–1989). PhD Art sci. thesis. Wellington, 2019. 189 p.
  4. 谭红梅. 吴冠中油画艺术研究. 南京艺术学院, 博士论文, 2015 [Тань Хунмэй. Исследование искусства масляной живописи У Гуаньчжуна : дис. PhD. Нанкин: Нанкинский институт искусств, 2015].
  5. 水天中. 吴冠中和他的艺术. 美术. 2010年9期,45–59页 [Шуй Тяньджун. У Гуаньчжун и его искусство // Искусство. 2010. № 9. С. 45–59].
  6. 水天中. 吴冠中和他的艺术. 文艺研究, 2007年第3期, 132–136页 [Шуй Тяньджун. У Гуаньчжун и его творчество // Литература и искусствознание. 2007. № 3. С. 132–136].
  7. Му Кэ. Проблемы становления и развития станковой живописи в китайском искусстве XX века : дис. канд. искусствоведения. М., 2019. 149 с.
  8. Цзян Дэсай. Развитие жанра пейзаж в китайской масляной живописи XX – начала XXI века : дис. канд. искусствоведения. СПб., 2017. 135 с.
  9. Дин Тинтин. Реальный и поэтический мир У. Гуаньчжуна 1919–2010 — цзяннаньский безлюдный уголок // Бюллетень международного центра «Искусство и образование». 2021. № 1. С. 135–148.
  10. Забулионите А.-К.И., Сяолинь У. Жанр пейзажа в европейской и китайской живописи: образ природы в предметном художественном образовании // Человек. Культура. Образование. 2018. № 3 (29). С. 6–18.
  11. Ван Вэй. Полемика о судьбе живописи гохуа в Китае в конце ХХ века // Общество. Среда. Развитие (Terra Humana). 2012. № 1. С. 153–157.
  12. Хань Бин. Авторский стиль в современной живописи Китая: культурологический анализ : автореф. дис. … канд. культурологии. Чита, 2013. 25 с.
  13. Неглинская М.А. Абстрактный экспрессионизм в живописи У Гуаньчжуна 1990-х гг. // Историческая психология и социология истории. 2021. Т. 14. № 2. С. 23–32. https://doi.org/10.30884/ipsi/2021.02.02.
  14. Руцинская И.И. Институциональная биография советского художника: опыт cопоставительного изучения // Человек и культура. 2022. № 1. С. 15–31. https://doi.org/10.25136/2409-8744.2022.1.37425.
  15. 吴冠中. 我负丹青: 吴冠中自传. 北京: 人民文学出版社,2010 年 [У Гуаньчжун. Я должен рисовать: автобиография У Гуаньчжуна. Пекин: Издательство «Народная литература», 2010. 377 с.].
  16. Лю Тяньцюань. Страницы творческой биографии Фу Лэя // Изобразительное искусство Урала, Сибири и Дальнего Востока. 2023. № 2 (15). С. 108–117.
  17. Лю Тяньцюань. «Я всегда иду своим путем…»: изгибы творческой судьбы живописца Пан Сюньцина (1906–1985) // ARTE: Электронный научно-исследовательский журнал Сибирского государственного института искусств имени Дмитрия Хворостовского. 2022. № 2. С. 101–111.
  18. 潘天寿. 中国绘画史. 北京: 团结出版社, 2011年 [Пань Тяньшоу. История китайской живописи. Пекин: United Press, 2011].
  19. Wu Guanzhong. “Where is My Destiny?” // Wu Guanzhong, Wu Kuan Chung. Vision and Revision: Wu Guanzhong. Hong Kong: Urban Council of Hong Kong, 1995. P. 19–22.
  20. Wu Guanzhong. Ten years of ink painting // Meishu (Arts). 1985. № 5. P. 4–6.
  21. Li Chu-tsing. Wu Guanzhong’s biography and the theoretical foundations of his art // Wu Guanzhong: a contemporary Chinese artist / ed. Lucy Lim. San Francisco: The Chinese Culture Foundation of San Francisco, 1989. P. 24–37.
  22. 吴冠中. 风筝不断线—创作笔记. 文艺研究, 1983年第3期第 89-90 页 [У Гуаньчжун. воздушного змея не порвется // Изобразительное искусство. 1983. № 3. С. 89–90].